Социально-контекстное образование –
вектор развития современной школы
Сегодня мы все в определенной степени сопричастны к процессу строительства России как мирового лидера в одной из определяющей области – образовании. Решение этой задачи возможно только при создании условий, позволяющих раскрыть талант каждого учителя и его ученика. Школа должна развивать социально-контекстную образовательную среду, в которой созданы благоприятные условия для формирования человека будущего.
В средней школе № 33 города Смоленска с 2018 года реализуется программа развития «Современная школа – Центр социально-контекстного образования». Для организации и проведения инновационной работы на базе школы с 1 сентября 2019 года открыта научно-образовательная площадка Московского педагогического государственного университета под научным руководством академика Российской академии образования, доктора педагогических наук, профессора, кандидата психологических наук, профессора кафедры психологии труда и психологического консультирования МПГУ, почетного работника высшего профессионального образования РФ, автора теории контекстного образования Андрея Александровича Вербицкого.
В знаменательный день – 8 февраля 2019 года, когда в России празднуют День науки, – в школе состоялась встреча научного руководителя и педагогического коллектива. В этот день была торжественно открыта школьная Неделя науки, творчества и спорта. С напутственным словом к юным исследователям обратился профессор А.А. Вербицкий: «Наука открывает Вам путь в будущее, она спасает жизни, дает нам возможность познавать окружающий мир и даже тайны вселенной. Только благодаря ее развитию мы сейчас имеем множество высоких технологий, медицинских открытий, бытовых и промышленных приборов, облегчающих и улучшающих нашу жизнь. Юные друзья, пусть ум Ваш будет пытливым, изучайте природу, исследуйте разные стороны жизни человека, цените школьные годы, используйте любую возможность общения с учителями, сверстниками. Учитесь учиться!»
Школьный хор приветствовал гостей, педагогов, юных исследователей.
Далее прошло открытое заседание научно-методического совета школы на тему «Центр социально-контекстного образования – школа завтрашнего дня».
На заседании совета Р.Ф. Тагинцева, кандидат педагогических наук, заслуженный учитель РФ обосновала важность научного сопровождения реализации программы развития и проанализировала предпосылки создания научно-образовательной площадки МПГУ, рассмотрев позитивный опыт и результаты деятельности педагогического коллектива за прошлый период в статусе региональной инновационной площадки.
В свете современных вызовов директор школы С.А. Жойкин представил концептуальную модель Центра социально-контекстного образования как образовательного комплекса с односменным режимом обучения и современной инфраструктурой.
Совместно с научным руководителем А.А. Вербицким состоялся продуктивный разговор о направлениях развития школы, особенностях контекстного образования в современных условиях, поддержки и сопровождения педагогов в инновационной работе, о переходе от парадигмы обучения к парадигме образования, в которой важную роль играет воспитание как сложный процесс становления и развития личности школьника.
Председатель научно-методического совета, заместитель директора по научно-методической работе, кандидат педагогических наук, заслуженный учитель РФ Л.А. Куришкина и педагоги школы представили инновационные проекты как векторы развития школы завтрашнего дня. Эти проекты направлены на развитие субъектов образовательного процесса, совершенствование организации образовательной деятельности, обновление содержания образования и изменения технологической составляющей обучения и воспитания детей и подростков.
В итоге был намечен перспективный план совместной с научным руководителем инновационной деятельности, позволяющей эффективно реализовывать стратегические цели научно-образовательной площадки и программы развития школы.
Важным итогом встречи с научным руководителем площадки стало повышение квалификации педагогического коллектива школы.
8-9 февраля 2019 года педагоги стали участниками авторского семинара «Психолого-педагогические основы контекстного образования в школе» академика РАО, доктора педагогических наук, профессора, научного руководителя НОП МПГУ А.А. Вербицкого.
Особый интерес вызвали вопросы контекстного обучения и воспитания детей Поколения Z, особенности проектирования и проведения лекции как формы контекстного образования, направления взаимодействия РАО и системы непрерывного образования в России.
Важно отметить, что А.А. Вербицкий – крупный специалист в области педагогических и психолого-педагогических проблем образования, автор широко известной в России и за рубежом психолого-педагогической теории и технологий контекстного образования, основатель и бессменный руководитель одноименной научно-педагогической школы, исследования и разработки в которой ведутся в течение 37 лет.
Педагогический коллектив школы воодушевлен поддержкой известного ученого, удостоенного звания «Профессор года-2019», и с уверенностью смотрит в будущее, понимая, что контекстное образование задает новый вектор развития образовательной организации.
Пусть строится наша новая школа не только за окном, но и в процессе образования наших детей.
Назначение современной школы – это ориентир школьного образования на жизнедеятельность человека, ее эффективное освоение. Только тогда школа для ребенка становится школой жизни!
Такова формула успеха современной школы, которая уверенно держит курс на становление Центра социально-контекстного образования.