Реализация СК профессиональной практики педагога при освоении образовательных технологий

Реализация СК профессиональной практики педагога при освоении образовательных технологий

презентация

Новикова Е.С.,

учитель начальных классов

 

Существует несколько классификаций образовательных технологий с которыми я знакома.   Практически все технологии  полностью или частично можно применять в начальной школе.

Я чаще использую следующие технологии:

v    Интерактивные игровые технологии

v    Технология кейсов

v    Технология критического мышления

v    Технология уровней дифференциации

v    Здоровьесберегающие технологии

v    Технология личностно ориентированного образования

Я пользуюсь следующей  литературой для планирования уроков по разным предметам.

  1. Кульневич С.В. Педагогика личности от концепций до технологий: Учеб. Пособие для учителей и классных руководителей, студентов, магистров пед. учеб. Завед., слушателей ИПК. – ростов –н/Д: Творческий центр «Учитель», 2001
  2. Амонашвили, Ш.А. Размышления о гуманной педагогике / Ш.А. Амонашвили. — М., 1996.
  3. Якиманская, И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе / И.С. Якиманская. – М.: , 1996. — С.
  4. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб.пособ. для студ пед. вузов и сист. Повыш квалифик. / Е.С.Полат, М.Ю.Бухаркина, М.В.моисеева, А.И.Петров; Под ред. Е.с.Полат. – М.: Издательский центр «Академия», 2002
  5. Ильин Е.И. Искусство общения.- М.:Педагогика,1987
  6. Бабанский, Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса / Ю.К. Бабанский. – М.: Педагогика, 1982. — 192с.
  7. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. – М. : 1998.
  8. Щуркова Н.Е. Классное руководство: Игровые методики. М., 2001.
  9. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразовательных учреждений – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2011

10.Щуркова Н.Е. Новые технологии воспитательного процесса. М., 1993.

 

Великая цель образования — это не знания, а действия.
Герберт Спенсер   

ФГОС определяет  цель начального образования: «Формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности», т.е. овладение учебной деятельностью как ведущей в младшем школьном возрасте.

Известный дидакт, одна из ведущих разработчиков проблемы формирования интереса в процессе учёбы, Щукина Г. И. считает, что интересный урок можно создать за счёт следующих условий:

  • личности учителя (даже скучный материал, объясняемый любимым учителем, хорошо усваивается);
  • содержания учебного материала;
  • применения современных обучающих технологий.

Использование образовательных технологий на уроках в начальной школе – это основа  для творческой деятельности любого учителя.

Сегодня в школьном образовании происходят значительные перемены, которые охватывают практически все стороны педагогического процесса. Личный интерес обучающегося – это решающий фактор процесса образования. Одной из главных задач,  я считаю, является повышение педагогического мастерства  путём освоения современных образовательных технологий обучения и воспитания. Педагогическая технология – проектирование учебного процесса, основанное на использовании совокупности методов, приёмов и форм организации обучения и учебной деятельности, повышающих эффективность обучения, применение которых имеет чётко заданный результат.

Убеждена, что с овладением любой новой технологией формируется новое педагогическое мышление учителя: чёткость, структурность, ясность методического языка.

Применяя  образовательные технологии на уроках, я убедилась, что процесс обучения можно рассматривать с новой точки зрения и осваивать психологические механизмы формирования личности, добиваясь более качественных результатов.

Для повышения эффективности образовательного процесса при проведении уроков в начальной школе, использую следующие современные образовательные технологии:

Интерактивные игровые технологии

Если проанализировать любую человеческую деятельность

до самых пределов нашего познания, она покажется не более чем игрой.

Й. Хейзинга, Homo Ludens (Человек играющий)

Понятие «игра» применительно к сфере педагогики может быть определено как  «вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением» («Педагогические технологии», 2004, с. 85). Игры рассматриваются не только как обучающие технологии, но, шире, как феномен педагогической культуры.

Я обращу внимание на  одну из групп игровых технологий, применимых в процессе работы в начальной школе – интерактивных играх. Интерактивная игра – это игровая деятельность, направленная на достижение учебной цели, подразумевающая возможность и необходимость межличностного взаимодействия (интеракции).

Интерактивные игровые технологии обучения обладают рядом преимуществ:

•         В них подразумевается активная позиция обучающихся.

•  Полученные в интерактивных играх знания носят личностный характер.

• Возрастает мотивация, степень эмоциональной включенности в учебный процесс.

•  Результаты практически всех интерактивных игр нельзя предсказать заранее, поэтому их выполнение сопровождается неизменным интересом, любопытством.

• Задействуются естественные потребности участников, которые при традиционном обучении могут выступать помехами (например, стремление к физической активности и желание побеседовать с соседями по парте).

•            Игровые технологии относительно некритичны к числу участников.

Главный обучающий потенциал игры заключается в том непосредственном опыте, который получают участники. В принципе, этот тезис применим к любым играм, однако наиболее ярко он реализуется именно в интерактивных играх.

Подвижные игры, «разминки». Это короткие, относительно несложные игры, основной целью применения которых выступает активизация участников занятий, их включение в учебный процесс.  Во-первых, они могут применяться в начале занятий для того, чтобы повысить активность группы, добиться более полного включения обучающихся. Во-вторых, они выступают прелюдией к проведению ролевых и деловых игр, технологий развития креативности, некоторых разновидностей групповых работ. В-третьих, в некоторых предметных областях (практика общения, физическая культура) они выступают и средством реализации собственно учебных задач.

Игры позволяют осуществлять дифференцированный подход к учащимся, вовлекать каждого школьника в работу, учитывая его интерес, склонность, уровень подготовки по предмету. Упражнения игрового характера обогащают учащихся новыми впечатлениями, выполняют развивающую функцию, снимают утомляемость. Они могут быть разнообразными по своему назначению, содержанию, способам организации и проведения. С их помощью можно решать какую-либо одну задачу (совершенствовать вычислительные, грамматические навыки и т. д.) или же целый комплекс задач: формировать речевые умения, развивать наблюдательность, внимание, творческие способности и т. д.

Игровая деятельность используется мной в следующих случаях:

  • для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета (урок-игра «Путешествие по стране Знаний», урок – спектакль «Народные праздники»);
  • в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля).

Это разнообразные игры – соревнования, эстафеты, в которых предлагается найти значение выражения, вставить нужный знак, придумать пример и т.д. Такие игры неоспоримы в оценке автоматизма навыков и умений.

Например, на уроках обучения грамоте в игре «Кто больше?» дети самостоятельно придумывают слова на заданный звук. В игре «Найди слово в слове» ученики составляют слова из букв данного учителем слова. Например, гроза (роза, рог, гора и т.д.) С такой же целью использую игры «Найди пару» (подобрать синонимы к словам), «Допиши слово» и другие.

На уроках математики дети с удовольствием «путешествуют» в Страну сказок, в Тридевятое царство и при встрече с каждым героем выполняют определённые математические задания.

Особо хочу сказать о игре в театр. Использование театральных постановок при изучении и особенно закреплении и повторении изученного материала позволяет на только активизировать учебный процесс, развить интерес к учёбе, но и сплотить коллектив, дать возможность проявить себя каждому ученику в необычной, часто неизвестной одноклассникам, форме.

Технология кейсов

Метод case-study или метод конкретных ситуаций (от английского case – случай, ситуация) – метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач – ситуаций (решение кейсов).

Метод конкретных ситуаций (метод case-study) относится к неигровым имитационным активным методам обучения.

Непосредственная цель метода case-study – совместными усилиями группы студентов проанализировать ситуацию – case, возникающую при конкретном положении дел, и выработать практическое решение; окончание процесса – оценка предложенных алгоритмов и выбор лучшего в контексте.

Технология метода заключается в следующем: по определенным правилам разрабатывается модель конкретной ситуации, произошедшей в реальной жизни, и отражается тот комплекс знаний и практических навыков, которые студентам нужно получить; при этом преподаватель выступает  в роли диспетчера процесса сотворчества.

Метод кейсов позволяет

— получить навыки работы в команде ;

— выработать навыки простейших обобщений;

— получить навыки презентации;

— получить навыки  умения формулировать вопрос, аргументировать ответ.

Используя этот метод, я часто применяю работу над притчами. Короткие рассказы-притчи не занимают много времени, чтобы их прочитать, ребята быстро включаются в работу. Можно работать по группам и фронтально, использовать постановки, рисунки, делать выводы, аргументируя их. Притчи носят большой воспитательный характер, что положительно сказывается на формировании классного коллектива.

Технология критического мышления

Её актуальность определяется развитием высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов учащихся, что становится возможным при разрешении возникающих противоречий, создании проблемных ситуаций на уроке. Преодолевая посильные трудности учащиеся испытывают постоянную потребность в овладении новыми знаниями, новыми способами действий, умениями и навыками. Эффективность применения этой технологии подтверждается не только моими собственными наблюдениями, но и результатами анкетирования учащихся, их родителей, динамикой повышения качества обучения.

Эта технология привлекла меня новыми возможностями построения любого урока, где ученики не остаются пассивными слушателями и исполнителями, а превращаются в активных исследователей учебных проблем. Учебная деятельность становится творческой. Дети лучше усваивают не то, что получат в готовом виде и зазубрят, а то, что открыли сами и выразили по-своему. Чтобы обучение по этой технологии не теряло принципа научности, выводы учеников обязательно подтверждаю и сравниваю с правилами, теоретическими положениями учебников, словарных, энциклопедических статей. Технология проблемного диалога универсальна, так как применима к любому предметному содержанию и на любой ступени обучения, легко и доступно изложена Е.Л. Мельниковой в книге «Проблемный урок или Как открывать знания с учениками».

Стадия вызова. Пробуждение интереса к предмету

Задачи:

  • Актуализировать имеющиеся у учащихся знания и смыслы в связи с изучаемым материалом.
  • Пробудить познавательный интерес к изучаемому предмету.
  • Помочь учащимся самим определить направление в изучении темы.

Стадия реализации смысла. Осмысление материала во время работы над ним.

Задачи:

  • Помочь активно воспринимать изучаемый материал.
  • Помочь соотнести старые знания с новыми.

Стадия рефлексии. Обобщение материала, подведение итогов.

  • Помочь учащимся самостоятельно обобщить изучаемый материал.
  • Помочь учащимся самостоятельно определить направления в дальнейшем изучении материала.

«Составление кластера»

Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Кластер является отражением нелинейной формы мышления.

Последовательность действий проста и логична:

  1. Посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы.
  2. Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы (модель «планета и ее спутники»).
  3. По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием.

В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной темы.

В работе с кластерами необходимо соблюдать следующие правила:

– не бояться записывать все, что приходит на ум. Давать волю воображению и интуиции;

– продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут;

– постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.

Слово «Фишбон» дословно переводится как «рыбная кость». Эта стратегия позволяет учащимся «разбить» общую проблемную тему на ряд причин и аргументов. Визуальное изображение этой стратегии похоже на «рыбную кость» (отсюда и название) или, если эту «кость» расположить вертикально, – на елочку.

Концептуальная таблица.

Прием «концептуальная таблица» особенно полезен, когда предполагается сравнение трех и более аспектов или вопросов. Таблица строится так: по горизонтали располагается то, что подлежит сравнению, а по вертикали различные черты и свойства, по которым это сравнение происходит:

  • Заполните свой «дневник исследователя»:
Что я знаю о воздухе? Что я узнал нового о воздухе?

«Техника постановки вопросов»

«Верные и неверные высказывания».

«Дерево предсказаний»,

«Синквейн»

Математика

Точная, логичная.

Считает, решает, измеряет.

Недаром  говорим о ней с почтением.

Царица.

 

Технологию уровневой дифференциации я   использую   обычно   при проверке и контроле знаний, при выполнении нестандартных заданий и заданий повышенной трудности. Именно данная технология позволяет достичь базового уровня изучения любого учебного предмета, так как уровневые задания позволяют продвигаться каждому ученику от базового до творческого уровня.

Здоровьесберегающие технологии

Охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей – одна из основных задач образования.

Понятие «здоровьесберегающие педагогические технологии» дискусионно и у разных авторов встречаются разные трактовки. Н.К.Смирнов, как родоначальник понятия «здоровьесберегающие образовательные технологии» утверждал, что их можно рассматривать как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики, как совокупность форм и методов организации обучения детей без ущерба для их здоровья, как качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию ее воздействия на здоровье ребенка и педагога. Он считает, что как прилагательное понятие «здоровьесберегающая» относится к качественной характеристике любой педагогической технологии, показывающей, насколько при реализации данной технологии решается задача сохранения здоровья основных субъектов образовательного процесса – детей и их родителей, педагогов.

 

Технология личностно ориентированного образования

Личностно ориентированные педагогические технологии наиболее полно реализуют принципы гуманистической психологии и педагогики. Под личностно ориентированными педагогическими технологиями мы будем понимать развивающие педагогические технологии, основанные на активных (рефлексивно-деятельностных) методах обучения, которые обеспечивают более эффективное развитие личности учащегося. Основным отличием личностно-ориентированных педагогических технологий от педагогических технологий передачи знаний является концентрация внимания педагога на целостной личности обучающегося, развитии не только памяти, но и творческого, критического склада мышления учащегося, его потребностно-мотивационной сферы, коммуникативных умений, способностей к самообразованию и саморазвитию.

Внедрение и активное использование  в учебно-воспитательный процесс развивающих технологий обеспечивает:

— эффективное развитие личности учащегося, превращение его в субъект учебно-познавательной деятельности;

— формирование эмоционально-ценностного отношения учащихся к содержанию образования;

— усвоение учащимися не только знаний, умений и навыков, но и способов мышления и деятельности; творческих способностей;

— развитие потребностно-мотивационной сферы личности учащегося;

— формирование у школьников коммуникативных умений;

— обеспечение дифференцированного подхода к ученикам с учетом их интеллектуального развития, уровня подготовленности, потребностей и интересов.

Использование образовательных технологий обеспечит достижение запланированного образовательного результата, а значит  влияет на качество образования!

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

* Copy This Password *

* Type Or Paste Password Here *

54 026 Spam Comments Blocked so far by Spam Free Wordpress

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>