Моделирование как универсальный способ деятельности при реализации системно-деятельностного и проектно- контекстного подходов на уроках физики в 10-11 классах

Моделирование как универсальный способ деятельности  при реализации системно-деятельностного и проектно- контекстного подходов на уроках физики в 10-11 классах

Система работы по самообразованию
учителя физики МБОУ «СШ № 33» г. Смоленска
БАБАКОВОЙ ИРИНЫ ВИКТОРОВНЫ

Презентация

(Слайд 1)

Тема работы  по самообразованию:  «Моделирование как универсальный способ деятельности  при реализации системно– деятельностного и  проектно–контекстного подходов на уроках физики в 10 — 11 классах».

(Слайд 2)

Цель работы: разработка методического сопровождения содержания школьного физического образования на основе уровневого подхода к моделированию как универсальному способу деятельности.

Срок реализации   2015-2017 уч.г.

(Слайд 3)

Актуальность 

В основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) нового поколения лежит системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества на основе универсальных учебных действий (далее УУД) как функциональных умений.

Педагогический коллектив МБОУ «СШ №33» в рамках программы развития «Модель социально-контекстной образовательной среды в условиях современной массовой школы» работает  над построением образовательной среды школы, позволяющей формировать функциональные умения, активно применяемые на практике.

По результатам ежегодной диагностики сформированности у обучающихся 9,10,11 классов МБОУ «СШ №33» социально — контекстных компетенций на основе рефлексивного анализа было выявлено, что они находятся на достаточном, но не на оптимальном уровне.

Средние показатели социально — контекстных компетенций

Класс Показатели (по 3-х балльной системе) Уровень
9 1,73 — 2,22 достаточный
10 1,9- 2,5 достаточный
11 1,94- 2,46 достаточный

Этим обусловлен поиск разнообразных образовательных ресурсов, позволяющих реализовать на практике системно-деятельностный и проектно-контекстный подходы в обучении  посредством моделирования образовательных практик и учебных ситуаций социально–контекстного характера в условиях физического образования школьников, объединяя физическое содержание и учебную деятельность в области моделирования.

(Слайд 4)

План работы 

Подготовительный этап (2015 г.)

  • изучение литературы по теме;
  • анализ учебной программы школьного курса физики и выделение  тем для использования метода моделирования;
  • осуществление отбора учебного материала, необходимого для проведения образовательных практик с использованием моделирования.

Основной этап (2016-2017 г.)

  • проектирование образовательных практик для урочной и внеурочной деятельности школьников;
  • организация и проведение практики на учебных занятиях и во внеурочной деятельности в условиях получения физического образования;
  • диагностирование сформированности у обучающихся личностных УУД;
  • диагностирование сформированности у обучающихся социально- контекстных характеристик.

Заключительный этап (2 полугодие 2017 г.)

  • оценивание эффективности образовательных практик;
  • обобщение положительного педагогического опыта в практике применения моделирования.

В ходе работы по самообразованию

(Слайд 5)

  • Изучено 6 теоретических источников различных авторов  работающих по теме «Моделирование в образовании»

(Слайд 6)

  • Разработан   на основе представлений о моделировании авторов Судольского Г.В., Новик И.Б., Веникова В.А. уровневый подход в образовании, предусматривающий цикличность процесса моделирования

(Слайд 7)

  • Дано авторское определение понятия «моделирование»

(Слайд 8)

  • Разработано методическое сопровождение

(анализ учебной программы школьного курса физики 10-11 класс, интеллектуальная карта создания моделей, практика решения задач с использованием метода моделирования, инструктивные карты по выполнению лабораторных работ, программа элективного учебного предмета по физике 10-11 кл., ученические проекты, выполненные в рамках Научного общества школьников, методическая разработка предметной недели «Делай сам!»)

(Слайд 9)

  • Подобраны критерии оценки эффективности работы

(Слайд 10)

  • Проведена оценка результатов самообразовательной работы (сформированы социально–контекстные компетенции личности на достаточном (35%) и оптимальном (65%) уровнях, сформированы  познавательные УУД как функциональные умения обучающихся на достаточном и оптимальном уровнях у 100% обучающихся)

  (Слайд 11)

По результатам оценки  самообразовательной работы можно сделать вывод об эффективности использования моделирования как универсального способа деятельности  при реализации системно–деятельностного и  проектно – контекстного подходов на уроках физики.

(Слайд 12) Перспективы самообразовательной работы

Использовать тему «Моделирование как универсальный способ деятельности

при реализации системно-деятельностного и проектно-контекстного подходов на уроках физики» для курсов  физики 7-9 классов.

Comments are closed.