Моделирование как универсальный способ деятельности при реализации системно-деятельностного и проектно- контекстного подходов на уроках физики в 10-11 классах
Система работы по самообразованию
учителя физики МБОУ «СШ № 33» г. Смоленска
БАБАКОВОЙ ИРИНЫ ВИКТОРОВНЫ
(Слайд 1)
Тема работы по самообразованию: «Моделирование как универсальный способ деятельности при реализации системно– деятельностного и проектно–контекстного подходов на уроках физики в 10 — 11 классах».
(Слайд 2)
Цель работы: разработка методического сопровождения содержания школьного физического образования на основе уровневого подхода к моделированию как универсальному способу деятельности.
Срок реализации 2015-2017 уч.г.
(Слайд 3)
Актуальность
В основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) нового поколения лежит системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества на основе универсальных учебных действий (далее УУД) как функциональных умений.
Педагогический коллектив МБОУ «СШ №33» в рамках программы развития «Модель социально-контекстной образовательной среды в условиях современной массовой школы» работает над построением образовательной среды школы, позволяющей формировать функциональные умения, активно применяемые на практике.
По результатам ежегодной диагностики сформированности у обучающихся 9,10,11 классов МБОУ «СШ №33» социально — контекстных компетенций на основе рефлексивного анализа было выявлено, что они находятся на достаточном, но не на оптимальном уровне.
Средние показатели социально — контекстных компетенций
Класс | Показатели (по 3-х балльной системе) | Уровень |
9 | 1,73 — 2,22 | достаточный |
10 | 1,9- 2,5 | достаточный |
11 | 1,94- 2,46 | достаточный |
Этим обусловлен поиск разнообразных образовательных ресурсов, позволяющих реализовать на практике системно-деятельностный и проектно-контекстный подходы в обучении посредством моделирования образовательных практик и учебных ситуаций социально–контекстного характера в условиях физического образования школьников, объединяя физическое содержание и учебную деятельность в области моделирования.
(Слайд 4)
План работы
Подготовительный этап (2015 г.)
- изучение литературы по теме;
- анализ учебной программы школьного курса физики и выделение тем для использования метода моделирования;
- осуществление отбора учебного материала, необходимого для проведения образовательных практик с использованием моделирования.
Основной этап (2016-2017 г.)
- проектирование образовательных практик для урочной и внеурочной деятельности школьников;
- организация и проведение практики на учебных занятиях и во внеурочной деятельности в условиях получения физического образования;
- диагностирование сформированности у обучающихся личностных УУД;
- диагностирование сформированности у обучающихся социально- контекстных характеристик.
Заключительный этап (2 полугодие 2017 г.)
- оценивание эффективности образовательных практик;
- обобщение положительного педагогического опыта в практике применения моделирования.
В ходе работы по самообразованию
(Слайд 5)
- Изучено 6 теоретических источников различных авторов работающих по теме «Моделирование в образовании»
(Слайд 6)
- Разработан на основе представлений о моделировании авторов Судольского Г.В., Новик И.Б., Веникова В.А. уровневый подход в образовании, предусматривающий цикличность процесса моделирования
(Слайд 7)
- Дано авторское определение понятия «моделирование»
(Слайд 8)
- Разработано методическое сопровождение
(анализ учебной программы школьного курса физики 10-11 класс, интеллектуальная карта создания моделей, практика решения задач с использованием метода моделирования, инструктивные карты по выполнению лабораторных работ, программа элективного учебного предмета по физике 10-11 кл., ученические проекты, выполненные в рамках Научного общества школьников, методическая разработка предметной недели «Делай сам!»)
(Слайд 9)
- Подобраны критерии оценки эффективности работы
(Слайд 10)
- Проведена оценка результатов самообразовательной работы (сформированы социально–контекстные компетенции личности на достаточном (35%) и оптимальном (65%) уровнях, сформированы познавательные УУД как функциональные умения обучающихся на достаточном и оптимальном уровнях у 100% обучающихся)
(Слайд 11)
По результатам оценки самообразовательной работы можно сделать вывод об эффективности использования моделирования как универсального способа деятельности при реализации системно–деятельностного и проектно – контекстного подходов на уроках физики.
(Слайд 12) Перспективы самообразовательной работы
Использовать тему «Моделирование как универсальный способ деятельности
при реализации системно-деятельностного и проектно-контекстного подходов на уроках физики» для курсов физики 7-9 классов.