Возможности использования образовательной кинезиологии в обучении школьников
Слесарева Н. В., учитель начальных классов
Образовательная кинезиология – наука о возможностях использования естественных физических движений для организации мозга и тела с целью развития самоструктурированного учения и творческой самореализации личности.
В соответствии с законом РФ «Об образовании» здоровье школьников отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования. Образование в наши дни предъявляет большие требования к здоровью учащихся. Поэтому сейчас актуальны здоровье –сберегающие технологии в учебно- воспитательном процессе , при котором формируется бережное отношение к своему физическому и психическому здоровью, важнейшие социальный навыки, способствующие успешной адаптации детей в обществе.
Мы хотим видеть своих детей успешными и эффективными в жизни.
Каждому из нас жизнь предоставляет разные возможности, но, если мы не чувствуем себя в гармоничном – «собранном» состоянии, то эти возможности нам не доступны, или мы их просто не замечаем.
Часто бывает так, что взрослые не обращают внимание на то, насколько связаны восприятие собственного тела, испытываемые эмоции, движение в пространстве и успешность в учебной деятельности. Сегодня с раннего возраста принято учить ребенка грамоте и счету, но нельзя забывать, что основная деятельность детей до школы — ИГРА.
И.П. Павлов считал, что любая мысль заканчивается движением. Именно поэтому многим людям легче мыслить при повторяющихся физических действиях, например ходьбе, покачивании ногой, постукивании карандашом или ручкой по столу и др.
На двигательной активности построены все нейропсихологические, коррекционно – развивающие и формирующие программы. Неподвижный ребенок не обучаем и его нельзя ругать за излишнюю двигательную активность.
Существует взаимосвязь между движением и эмоциями, движением и количеством запоминаемого материала, движением и реагированием на различные ситуации.
Любое научение требует овладения навыками, а навыки любого вида связаны с освоением движения мышц. Все наши умения – это часть работы мышц, играющих важнейшую роль в развитии навыков человека.
Мышцы глаз при чтении, мышцы речевого аппарата при произнесении звуков, слов, предложений, мышцы рук при письме.
Слово кинезиология происходит от греческого корня kinesis, означающего движение. Кинезиология – учение о движении человеческого тела. Образовательная кинезиология предоставляет возможность учащимся любого возраста раскрыть свои способности и сделать их действенными посредством определённых двигательных упражнений.
Самый благоприятный период для интеллектуального развития – это возраст до 10 – 12 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Полушария , как известно, имеют разную специализацию.
Левое полушарие: логическое мышление, языковые способности ( чтение , письмо, запоминание дат, чисел , формул и т. д.)
Правое полушарие отвечает за интуицию, музыкальность, воображение, художественные способности, воображение.
Начальной ступенью образовательной кинезиологии является «Гимнастика мозга», которая способствует естественному развитию личности ребёнка, используя методики «оживления» и активизации природных механизмов работы мозга через естественные физические движения тела. Каждое из упражнений «Гимнастики мозга» направлено на возбуждение определённого участка мозга и механизмов интеграции мысли и движения, благодаря чему учение оказывается более естественным, быстрым, спонтанным и одновременно лучше запоминаемым. Знания естественно включаются в живое действие, формируя потребность в личной самореализации, так как уже при формировании начальных знаний подключается механизм интеграции мысли и движения. Важной характеристикой упражнений «Гимнастики мозга» является то, что они оживляют базовый опыт личности (зрительный, слуховой, чувственно – двигательный) и поддерживают развивающие навыки.
Школьные методики обучения тренируют главным образом левое полушарие. Образование в наших школах зачастую не только левополушарное, но и академическое, т. е. материал преподносится в готовом виде, неоднократно повторяется. В такой системе образования комфортно чувствуют себя левополушарные и равнополушарные девочки, которые быстро становятся отличницами.
Правополушарные мальчики оказываются в самом невыгодном положении, более подвержены возникновению школьных неврозов.
Итак, цели кинезиологических упражнений
— развитие межполушарной специализации;
— развитие межполушарного взаимодействия;
— синхронизация работы полушарий;
— развитие мелкой моторики;
— развитие способностей, памяти, внимания, речи, мышления;
Общие рекомендации к применению кинезиологических упражнений
- Доброжелательная обстановка
- Систематичность
- Усложнение и наращивание темпа заданий
- Точность выполнения движений и приемов
- Разнотипные и однотипные движения рук
- Включать все 5 пальцев каждой руки
- Использовать движения на сжатие, растяжение и расслабление мышц
- Применять упражнения на занятиях и в свободное время
- Проводить кинезиологические упражнения перед интенсивной умственной нагрузкой.
- Продолжительность занятий от 5-10 до 20 – 35 минут в день, в зависимости от возраста.
Приведу примеры кинезиологических упражнений разных видов
1. Упражнения, увеличивающие тонус коры головного мозга (дыхательные упражнения, массаж биологически-активных точек.) Упражнения, повышающие энергию коры головного мозга.
- «Постукивание». Цель: энергетизация мозга, активизация нейрогуморальной регуляции. Сделайте массаж в области вилочковой железы (на грудине) в форме легкого постукивания 10-20 раз круговыми движениями слева направо.
- Дыхательное упражнение. Цель: активизация работы стволовых отделов мозга, ритмирование правого полушария, энергетизация мозга. Сжать пальцы в кулак с загнутым внутрь большим пальцем. Сделать выдох спокойно, не торопясь, сжать кулак с усилием. Затем, ослабляя усилие сжатия кулака, сделать вдох. Упражнение повторить 5 раз. Выполнение упражнения с закрытыми глазами удваивает эффект. Упражнение так же помогает в точном запоминании важной и сложной информации.
2. Упражнения, улучшающие возможности приёма и переработки информации (движения конечностями перекрёстно-латерального характера). Упражнения, направленные на восстановление нарушенных межполушарных связей и функциональной асимметрии мозга.
- «Кулак-ребро-ладонь». Цель: развитие межполушарного взаимодействия (мозолистого тела), произвольности и самоконтроля. Ребенку показывают три положения руки на плоскости пола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Ребенок выполняет движения вместе с инструктором, затем по памяти в течение 8-10 повторений моторной программы. Упражнение выполняется сначала правой рукой, потом — левой, затем — двумя руками вместе. При затруднениях в выполнении инструктор предлагает ребенку помогать себе командами («кулак-ребро-ладонь»), произносимыми вслух или про себя.
- «Лезгинка». Цель: развитие межполушарного взаимодействия (мозолистого тела), произвольности и самоконтроля. Ребенок складывает левую руку в кулак, большой палец отставляет в сторону, кулак разворачивает пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно меняет положение правой и левой рук в течение 6-8 смен позиций. Необходимо добиваться высокой скорости смены положений.
- «Замок». Цель: развитие межполушарного взаимодействия (мозолистого тела), произвольности и самоконтроля. Скрестить руки ладонями друг к другу, сцепить пальцы в замок, развернуть руки к себе. Двигать пальцем, который укажет инструктор. Палец должен двигаться точно и четко. Нежелательно допускать движения соседних пальцев. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук. В дальнейшем дети могут выполнять упражнение в парах.
3. Упражнения, улучшающие контроль и регуляцию деятельности (движения и позы перекрёстного характера, растягивающие мышцы тела). Упражнения, восстанавливающие связи между лобным и затылочным отделами мозга, устанавливающие баланс между правым и левым полем человека, снимающие эмоциональный стресс.
- «Растяжка ахиллова сухожилия». Цель: снятие рефлекса защиты ахиллова сухожилия.
1–ый вариант. Легко ущипнуть одноименными руками оба ахиллова сухожилия (над пяткой), затем подколенные сухожилия. Мягко погладить их несколько раз, «сбрасывая» в стороны и наружу.
2-ой вариант. Стоя, держаться руками за спинку стула. Расположить одну ногу впереди корпуса тела, а другую сзади. Делать выпады на колено ноги, выставленной вперед. Нога, расположенная сзади должна быть прямой. Корпус держать прямо. Повторить тоже для другой ноги.
3-ий вариант. В позиции сидя, положите лодыжку на другое колено. Найдите руками напряженные места в икроножной мышце и, придерживая их, сгибайте и разгибайте стопу. Повторите тоже для другой ноги.
Мой опыт использования «Гимнастики мозга» показывает, что она действительно позволяет улучшить память, внимание, слух, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает работоспособность, активизирует интеллектуальные, познавательные и креативные процессы. С помощью «Гимнастики мозга» большая часть препятствий в учении может быть снята, что позволит учащимся ощутить, что учение – естественная, радостная деятельность, дающая возможность усваивать новый опыт, делать его собственным достоянием, реализовывать свои способности и осознавать уникальность своей личности.
Литература
- Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста /Под ред. Цветковой Л.С. М., 2001.
- Архипов Б.А., Воробьева Е.А., Семенович А.В., Назарова Л.С., Шегай В.М. Комплексная методика психомоторной коррекции. М., 1998.
- Воробьева В.А., Иванова Н.А., Сафронова Е.В., Семенович А.В., Серова Л.И. Комплексная нейропсихологическая коррекция когнитивных процессов в детском возрасте. М., 2001.
- Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии. М., 2000.