Формирование УУД у учащихся в условиях реализации ФГОС НОО

Формирование УУД у учащихся в условиях реализации ФГОС НОО

Киреенко В.В.,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории

Цель: повышение уровня профессиональной компетенции по вопросу формирования  УУД у учащихся начальных классов.

Срок: с сентября 2015

Актуальность: новые ФГОС декларируют как основной приоритет системы образования формирование у школьников общеучебных умений и навыков, а также способов деятельности, а не только освоение учащимися конкретных знаний, умений и навыков в рамках отдельных дисциплин. Формирование УУД для начального общего образования обусловлена, в первую очередь, в достижении успешности всеми учащимися.

Программа развития  МБОУ «СШ  № 33» «Модель социально-контекстной образовательной среды в условиях современной массовой школы» рассматривает модель выпускника школы как социально-контекстной личности, в основе которой сформированы компетенции, соответствующие  УУД.

Проблема, которая встала передо мной: как и с помощью каких средств формировать УУД учащихся начальных классов.

Индивидуальный план работы:

Год Содержание Результат
2015/2016. Анализ затруднений. Постановка проблемы.
Изучение литературы по проблеме.
Составление перспективного плана работы.
2016/2017

 

Определение цели и задач работы, системы мер, направленных на решение проблемы.     Прогнозирование результатов.

 

Подбор  необходимых стартовых диагностик определения ведущего полушария. Организация наблюдения за учащимися. Анализ полученных результатов. Корректировка планов.
 Формирование методического  комплекса.  Отслеживание процесса, текущих, промежуточных результатов. Корректировка работы. Составление технологической карты методов и приёмов. Наблюдение над их эффективностью.
2017/2018 Подведение итогов. Оформление результатов работы по теме самообразования.  Представление материалов. Отчет по теме самообразования

— выступление на кафедре.

Основные отработанные теоретические вопросы:

  • Ценностные ориентиры содержания образования на ступени начального общего образования
  • Виды универсальных учебных действий и их характеристика.
  • Значение универсальных учебных действий
  • Характеристика результатов формирования универсальных учебных действий на разных этапах обучения в начальной школе
  • Связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов.
  • Планируемые результаты в освоении школьниками УУД по окончанию начальной ступени обучения.
  • Организация образовательного процесса с целью формирования универсальных учебных действий младших школьников.
  • Использование развивающих технологий и нетрадиционных форм обучения в начальных классах
  • Использование диагностического инструментария успешности формирования универсальных учебных действий учащихся начальных классов.

Мною по данной проблеме отработано 12  источников.

  1. Андриевская В.В. «Психологические предпосылки эффективности совместной учебной работы младших школьников»/В.В. Андриевская, Г.А. Балл, З.Г. Кисарчук и др.//Вопросы психологии. – 1984. -№2.
  2. Асмолов А.Г. «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя.- 3-е изд. – М.: Просвещение. 2011.
  3. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии.– М.: Педагогика, 1983.
  4. Дьяченко В.К. Коллективная и групповая формы организации обучения в школе // Начальная школа. – 1998. –№1, с.17-24.
  5. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении. – М.: Просвещение, 1991.
  6. Дусавицкий А.К., Кондратюк Е.М., Толмачева И.Н., Шилкунова З.И. Урок в начальной школе. Реализация системно-деятельностного подхода к обучению// М.: Вита Пресс, 2012
  7. Занков Л.В. Избранные педагогические труды. – М.: Педагогика, 1990.
  8. Кудрявцева Л.В., Тархова С.В. Организация работы в парах постоянного состава // Начальная школа. – 1990. –№11, с.47-53.
  9. Петровский В.А., Виноградова А.М. Учимся общаться с ребенком. –М.: Просвещение, 1993.–191с.
  1. Полякова А.В. Особенности учебника для начальных классов в условиях развивающего обучения.–М., 1995. –46с.94
  2. Репкин В.В, Развивающее обучение как система. –Томск: Пеленг, 1994
  3. Шаталова О.А. Диагностика уровня сформированности универсальных учебных действий у учащихся начальной школы. //М.: Русское слово, 2012.

Самым главным считаю:

  • Асмолов А.Г. «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя.- 3-е изд. – М.:Просвещение. 2011.
  • Дусавицкий А.К., Кондратюк Е.М., Толмачева И.Н., Шилкунова З.И. Урок в начальной школе. Реализация системно-деятельностного подхода к обучению// М.: Вита Пресс, 2012
  • Шаталова О.А. Диагностика уровня сформированности универсальных учебных действий у учащихся начальной школы. //М.: Русское слово, 2012.

Практический опыт по применению теоретических наработок в ходе учебно-воспитательного процесса:

  1. Я работаю по УМК «Начальная школа XXI века». Изучив всю линейку учебников по этому УМК, я пришла к выводу, что содержание образования данного методического комплекса способствует формированию УУД младших школьников, что дает возможность развивать социально-контекстную личность учащихся.

Формирование УУД у учащихся в условиях реализации ФГОС НОО

  1. Разработала банк упражнений с целью формирования коммуникативных УУД: придумай задание соседу по парте;

составь отзыв о выступлении  товарища;

групповая работа по составлению кроссворда, ребуса;

выполнение задания «отгадай, о ком говорим»

формулирование вопросов для обратной связи в диалоговом слушании

задания: подготовь рассказ, объясни и др.

  1. При формировании познавательных УУД использую такие задания, как:

«Найди отличия» (можно задать их количество);

«Поиск лишнего»

«Лабиринты»

«Цепочки»

«Составь схему-опору»

«Найди в таблице»

«Ответь на вопросы по диаграмме»

  1. При формировании регулятивных УУД применяю такие упражнения, как:

«отметь, что ты  знаешь и умеешь»;

«подчеркни, что тебе незнакомо»;

взаимный диктант;

«закрась кружок, если нет ошибок»;

«найди ошибки»;

продолжи фразу «мне было трудно…», «у меня получилось…», «дома родителям я расскажу…» и т.д.

  1. Для качественного формирования личностных УУД создаю условия учащимся для

участия в проектах; выполнения творческих заданий; проведения самооценки ситуации, оценки события, происшествия, часто провожу по следам прочитанного произведения  эстафету читательского творчества. Учащиеся имеют карточки с клише для выражения своего отношения к произведению.

Я почувствовал (а) …

Я увидел (а) …

Я улыбнулся (ась) …

Я вспомнил (а) …

Мне стало грустно …

Я бы продолжил (а) написанное так …

Если бы я оказался (ась) в подобной ситуации, я бы действовал (а) так …

Это произведение напомнило мне случай из моей жизни …

Будущее героев я представляю …

Произведение вызвало у меня чувства…

Вовлекаю учащихся в подведение итогов урока; помогаю в оформлении портфолио достижений.

  1. Кроме того, с целью формирования основ гражданской идентичности личности младших школьников, развития ценностно-смысловой сферы, самостоятельности, инициативы и ответственности учащихся провожу:

занятия внеурочной деятельности «Азбука Смоленского края»;

побуждаю учащихся участвовать в благотворительных акциях «Спешите делать добро» и др.;

провожу кл. часы по теме «Гагаринцы», организую осознанное вступление младших школьников в организацию;

провожу  акции «Уроки толерантности», «Символы государства», «Мы — граждане России» и др.;

провожу спортивные состязания внутри класса,  и дети принимают активное участие в школьных мероприятиях.

7.Планируя уроки, стараюсь придерживаться схемы Дусавицкого Александра Константиновича, характеризующего  динамику роста детского соучастия в учебном процессе. С этой целью использую маршрутные листы урока, маршрутные карты с выделением знания и незнания учащихся, шкалу самооценки второклассников, индивидуальных листов – опросников с последующей взаимопроверкой, схемы, задания для групповой работы.

2. Разработала банк упражнений с целью формирования коммуникативных УУД: придумай задание соседу по парте; составь отзыв о выступлении товарища; групповая работа по составлению кроссворда, ребуса; выполнение задания «отгадай, о ком говорим» формулирование вопросов для обратной связи в диалоговом слушании задания: подготовь рассказ, объясни и др. 3. При формировании познавательных УУД использую такие задания, как: «Найди отличия» (можно задать их количество); «Поиск лишнего» «Лабиринты» «Цепочки» «Составь схему-опору» «Найди в таблице» «Ответь на вопросы по диаграмме» 4. При формировании регулятивных УУД применяю такие упражнения, как: «отметь, что ты знаешь и умеешь»; «подчеркни, что тебе незнакомо»; взаимный диктант; «закрась кружок, если нет ошибок»; «найди ошибки»; продолжи фразу «мне было трудно…», «у меня получилось…», «дома родителям я расскажу…» и т.д. 5. Для качественного формирования личностных УУД создаю условия учащимся для участия в проектах; выполнения творческих заданий; проведения самооценки ситуации, оценки события, происшествия, часто провожу по следам прочитанного произведения эстафету читательского творчества. Учащиеся имеют карточки с клише для выражения своего отношения к произведению. Я почувствовал (а) … Я увидел (а) … Я улыбнулся (ась) … Я вспомнил (а) … Мне стало грустно … Я бы продолжил (а) написанное так … Если бы я оказался (ась) в подобной ситуации, я бы действовал (а) так … Это произведение напомнило мне случай из моей жизни … Будущее героев я представляю … Произведение вызвало у меня чувства… Вовлекаю учащихся в подведение итогов урока; помогаю в оформлении портфолио достижений. 6. Кроме того, с целью формирования основ гражданской идентичности личности младших школьников, развития ценностно-смысловой сферы, самостоятельности, инициативы и ответственности учащихся провожу: занятия внеурочной деятельности «Азбука Смоленского края»; побуждаю учащихся участвовать в благотворительных акциях «Спешите делать добро» и др.; провожу кл. часы по теме «Гагаринцы», организую осознанное вступление младших школьников в организацию; провожу акции «Уроки толерантности», «Символы государства», «Мы - граждане России» и др.; провожу спортивные состязания внутри класса, и дети принимают активное участие в школьных мероприятиях. 7.Планируя уроки, стараюсь придерживаться схемы Дусавицкого Александра Константиновича, характеризующего динамику роста детского соучастия в учебном процессе. С этой целью использую маршрутные листы урока, маршрутные карты с выделением знания и незнания учащихся, шкалу самооценки второклассников, индивидуальных листов – опросников с последующей взаимопроверкой, схемы, задания для групповой работы.

  1. Использую различные развивающие технологии:
  2. Проектной технологии: создание групповых и индивидуальных проектов «Зоопарк», «Подводный мир», «Мы — толерантны» и др.
  3. Коммуникативной технологии по Кудрявцевой Л.В. (работа в парах и группах постоянного состава, в вариационной паре).
  4. Здоровьесберегающие технологии
  5. Технология деятельностного подхода и другие.
  1. Мною были проведены следующие диагностики по Шаталовой:

1.Определение уровня сформированности личностных УУД (методика выявления нормы справедливого распределения, методика учета мотивов героев в решении моральной проблемы)

2.Определение уровня сформированности регулятивных  УУД (методика «Продолжи узор», методика «Анаграммы», «Флажки», «Шаблон», «Бегущий гусь»)

3.Определение уровня сформированности коммуникативных УУД (методика «Рукавички», «Кто прав?», «Дорога к дому»)

4.Определение уровня сформированности познавательных  УУД (методика «Кодирование», «Определение количества слов в предложении», «Тайнопись»).

При проведении промежуточной диагностики были получены следующие результаты:

Формирование УУД у учащихся в условиях реализации ФГОС НОО

 

В данной диаграмме представлены результаты высокого и выше среднего уровня сформированности УУД. Все проведенные диагностики, результаты исследований представлены в журнале психолого-педагогических исследований. По данным диаграммы наблюдается положительная динамика при формировании УУД у второклассников.

Я считаю, что УУД  – это фундамент для формирования социально-контекстной  компетенции младших школьников.  Важно то, что дети могут почувствовать себя равноправными участниками образовательного процесса. Они сами себя стараются научить, самостоятельно добывая знания, учат других. И, в то же время, им важно знать, что в случае затруднения учитель может им помочь, направить их действия. Главным на уроке становится сотрудничество, возникает взаимопонимание между всеми участниками, повышается работоспособность и мотивация к учению.

Comments are closed.