Формирование УУД у учащихся в условиях реализации ФГОС НОО
Киреенко В.В.,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
Цель: повышение уровня профессиональной компетенции по вопросу формирования УУД у учащихся начальных классов.
Срок: с сентября 2015
Актуальность: новые ФГОС декларируют как основной приоритет системы образования формирование у школьников общеучебных умений и навыков, а также способов деятельности, а не только освоение учащимися конкретных знаний, умений и навыков в рамках отдельных дисциплин. Формирование УУД для начального общего образования обусловлена, в первую очередь, в достижении успешности всеми учащимися.
Программа развития МБОУ «СШ № 33» «Модель социально-контекстной образовательной среды в условиях современной массовой школы» рассматривает модель выпускника школы как социально-контекстной личности, в основе которой сформированы компетенции, соответствующие УУД.
Проблема, которая встала передо мной: как и с помощью каких средств формировать УУД учащихся начальных классов.
Индивидуальный план работы:
Год | Содержание | Результат |
2015/2016. | Анализ затруднений. Постановка проблемы. Изучение литературы по проблеме. |
Составление перспективного плана работы. |
2016/2017
|
Определение цели и задач работы, системы мер, направленных на решение проблемы. Прогнозирование результатов.
|
Подбор необходимых стартовых диагностик определения ведущего полушария. Организация наблюдения за учащимися. Анализ полученных результатов. Корректировка планов. |
Формирование методического комплекса. Отслеживание процесса, текущих, промежуточных результатов. Корректировка работы. | Составление технологической карты методов и приёмов. Наблюдение над их эффективностью. | |
2017/2018 | Подведение итогов. Оформление результатов работы по теме самообразования. Представление материалов. | Отчет по теме самообразования
— выступление на кафедре. |
Основные отработанные теоретические вопросы:
- Ценностные ориентиры содержания образования на ступени начального общего образования
- Виды универсальных учебных действий и их характеристика.
- Значение универсальных учебных действий
- Характеристика результатов формирования универсальных учебных действий на разных этапах обучения в начальной школе
- Связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов.
- Планируемые результаты в освоении школьниками УУД по окончанию начальной ступени обучения.
- Организация образовательного процесса с целью формирования универсальных учебных действий младших школьников.
- Использование развивающих технологий и нетрадиционных форм обучения в начальных классах
- Использование диагностического инструментария успешности формирования универсальных учебных действий учащихся начальных классов.
Мною по данной проблеме отработано 12 источников.
- Андриевская В.В. «Психологические предпосылки эффективности совместной учебной работы младших школьников»/В.В. Андриевская, Г.А. Балл, З.Г. Кисарчук и др.//Вопросы психологии. – 1984. -№2.
- Асмолов А.Г. «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя.- 3-е изд. – М.: Просвещение. 2011.
- Выготский Л.С. Вопросы детской психологии.– М.: Педагогика, 1983.
- Дьяченко В.К. Коллективная и групповая формы организации обучения в школе // Начальная школа. – 1998. –№1, с.17-24.
- Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении. – М.: Просвещение, 1991.
- Дусавицкий А.К., Кондратюк Е.М., Толмачева И.Н., Шилкунова З.И. Урок в начальной школе. Реализация системно-деятельностного подхода к обучению// М.: Вита Пресс, 2012
- Занков Л.В. Избранные педагогические труды. – М.: Педагогика, 1990.
- Кудрявцева Л.В., Тархова С.В. Организация работы в парах постоянного состава // Начальная школа. – 1990. –№11, с.47-53.
- Петровский В.А., Виноградова А.М. Учимся общаться с ребенком. –М.: Просвещение, 1993.–191с.
- Полякова А.В. Особенности учебника для начальных классов в условиях развивающего обучения.–М., 1995. –46с.94
- Репкин В.В, Развивающее обучение как система. –Томск: Пеленг, 1994
- Шаталова О.А. Диагностика уровня сформированности универсальных учебных действий у учащихся начальной школы. //М.: Русское слово, 2012.
Самым главным считаю:
- Асмолов А.Г. «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя.- 3-е изд. – М.:Просвещение. 2011.
- Дусавицкий А.К., Кондратюк Е.М., Толмачева И.Н., Шилкунова З.И. Урок в начальной школе. Реализация системно-деятельностного подхода к обучению// М.: Вита Пресс, 2012
- Шаталова О.А. Диагностика уровня сформированности универсальных учебных действий у учащихся начальной школы. //М.: Русское слово, 2012.
Практический опыт по применению теоретических наработок в ходе учебно-воспитательного процесса:
- Я работаю по УМК «Начальная школа XXI века». Изучив всю линейку учебников по этому УМК, я пришла к выводу, что содержание образования данного методического комплекса способствует формированию УУД младших школьников, что дает возможность развивать социально-контекстную личность учащихся.
- Разработала банк упражнений с целью формирования коммуникативных УУД: придумай задание соседу по парте;
составь отзыв о выступлении товарища;
групповая работа по составлению кроссворда, ребуса;
выполнение задания «отгадай, о ком говорим»
формулирование вопросов для обратной связи в диалоговом слушании
задания: подготовь рассказ, объясни и др.
- При формировании познавательных УУД использую такие задания, как:
«Найди отличия» (можно задать их количество);
«Поиск лишнего»
«Лабиринты»
«Цепочки»
«Составь схему-опору»
«Найди в таблице»
«Ответь на вопросы по диаграмме»
- При формировании регулятивных УУД применяю такие упражнения, как:
«отметь, что ты знаешь и умеешь»;
«подчеркни, что тебе незнакомо»;
взаимный диктант;
«закрась кружок, если нет ошибок»;
«найди ошибки»;
продолжи фразу «мне было трудно…», «у меня получилось…», «дома родителям я расскажу…» и т.д.
- Для качественного формирования личностных УУД создаю условия учащимся для
участия в проектах; выполнения творческих заданий; проведения самооценки ситуации, оценки события, происшествия, часто провожу по следам прочитанного произведения эстафету читательского творчества. Учащиеся имеют карточки с клише для выражения своего отношения к произведению.
Я почувствовал (а) …
Я увидел (а) …
Я улыбнулся (ась) …
Я вспомнил (а) …
Мне стало грустно …
Я бы продолжил (а) написанное так …
Если бы я оказался (ась) в подобной ситуации, я бы действовал (а) так …
Это произведение напомнило мне случай из моей жизни …
Будущее героев я представляю …
Произведение вызвало у меня чувства…
Вовлекаю учащихся в подведение итогов урока; помогаю в оформлении портфолио достижений.
- Кроме того, с целью формирования основ гражданской идентичности личности младших школьников, развития ценностно-смысловой сферы, самостоятельности, инициативы и ответственности учащихся провожу:
занятия внеурочной деятельности «Азбука Смоленского края»;
побуждаю учащихся участвовать в благотворительных акциях «Спешите делать добро» и др.;
провожу кл. часы по теме «Гагаринцы», организую осознанное вступление младших школьников в организацию;
провожу акции «Уроки толерантности», «Символы государства», «Мы — граждане России» и др.;
провожу спортивные состязания внутри класса, и дети принимают активное участие в школьных мероприятиях.
7.Планируя уроки, стараюсь придерживаться схемы Дусавицкого Александра Константиновича, характеризующего динамику роста детского соучастия в учебном процессе. С этой целью использую маршрутные листы урока, маршрутные карты с выделением знания и незнания учащихся, шкалу самооценки второклассников, индивидуальных листов – опросников с последующей взаимопроверкой, схемы, задания для групповой работы.
- Использую различные развивающие технологии:
- Проектной технологии: создание групповых и индивидуальных проектов «Зоопарк», «Подводный мир», «Мы — толерантны» и др.
- Коммуникативной технологии по Кудрявцевой Л.В. (работа в парах и группах постоянного состава, в вариационной паре).
- Здоровьесберегающие технологии
- Технология деятельностного подхода и другие.
- Мною были проведены следующие диагностики по Шаталовой:
1.Определение уровня сформированности личностных УУД (методика выявления нормы справедливого распределения, методика учета мотивов героев в решении моральной проблемы)
2.Определение уровня сформированности регулятивных УУД (методика «Продолжи узор», методика «Анаграммы», «Флажки», «Шаблон», «Бегущий гусь»)
3.Определение уровня сформированности коммуникативных УУД (методика «Рукавички», «Кто прав?», «Дорога к дому»)
4.Определение уровня сформированности познавательных УУД (методика «Кодирование», «Определение количества слов в предложении», «Тайнопись»).
При проведении промежуточной диагностики были получены следующие результаты:
В данной диаграмме представлены результаты высокого и выше среднего уровня сформированности УУД. Все проведенные диагностики, результаты исследований представлены в журнале психолого-педагогических исследований. По данным диаграммы наблюдается положительная динамика при формировании УУД у второклассников.
Я считаю, что УУД – это фундамент для формирования социально-контекстной компетенции младших школьников. Важно то, что дети могут почувствовать себя равноправными участниками образовательного процесса. Они сами себя стараются научить, самостоятельно добывая знания, учат других. И, в то же время, им важно знать, что в случае затруднения учитель может им помочь, направить их действия. Главным на уроке становится сотрудничество, возникает взаимопонимание между всеми участниками, повышается работоспособность и мотивация к учению.