Развитие логического мышления младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО
Гончарик А.В.
учитель начальных классов
категория высшая
(Слайд 1.) ТЕМА: «Развитие логического мышления младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО»
Новый Государственный стандарт предъявляет и новые требования к результатам начального образования. Важное место занимают требования к предметным и метапредметным результатам образования, формированию универсальных учебных действий (УУД).
Одна из важнейших задач начального обучения – развитие у детей логического мышления, как основы личностно-адаптивной компетенции школьника.
Великий ученый-физиолог Иван Павлович Павлов говорил: «Мышление – высшая форма отражения мозгом окружающего мира, наиболее сложный познавательный процесс, свойственный только человеку».
Умение мыслить логически – необходимое условие успешного усвоения учебного материала не только в начальных классах, но и на последующих ступенях обучения.
Поэтому мною выбрана тема по самообразованию «Развитие логического мышления младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО»
(Слайд 2.) АКТУАЛЬНОСТЬ
Развитие логического мышления обучающихся является одним из метапредметных (УУД) универсальных учебных действий. Оно призвано улучшить качество обучения, т.к. мышление расширяет границы познания, дает возможность судить о том, что человек не наблюдает, позволяет предвидеть явления, которые в данный момент не существуют.
Мышление человека непосредственно связано с речью. Мысль не может ни возникнуть, ни протекать, ни существовать вне языка. Поэтому развитие логического мышления призвано повысить мотивацию детей к получению новых знаний.
Полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщенных знаний, которые закреплены в слова, поэтому оно ускоряет процесс усвоения знаний.
В первые годы обучения в школе мышление детей еще конкретно, оно опирается на наглядные образы и представления. Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития детей. Поэтому развитие логического мышления способствует повышению активности и инициативности младших школьников на уроке.
Обучение школьников приемам мышления открывает возможность контроля и управления процессом познания ученика, что способствует развитию умения самостоятельно мыслить, тем самым повышает уровень комфортности на уроке.
(Слайд 3.) ЦЕЛЬ
Федеральный государственный образовательный стандарт ставит перед начальным образованием новые цели. Теперь в начальной школе ребенка необходимо научить не только читать, писать и считать, а привить две группы новых умений: во-первых, речь идет об универсальных учебных действиях: навык решения творческих задач, навык поиска и интерпретации информации. Во-вторых, формирование у детей мотивации к обучению, саморазвитию, самопознанию.
Поэтому цель моей работы – это повышение профессиональной компетенции в вопросе развития логического мышления младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО.
Сроки работы над проблемой я определила с 2015 – по 2018 годы.
Для решения проблемы развития логического мышления младших школьников, я поставила следующие задачи:
1.Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме.
2.Описать систему работы по развитию логического мышления школьников.
3.Разработать банк дидактических упражнений и заданий для развития логического мышления на уроках.
4.Провести диагностику развития логического мышления учащихся.
(Слайд 4.) ПЛАН РАБОТЫ
Работа над проблемой развития логического мышления младших школьников проходит в три этапа.
На 1 этапе (подготовительном). Постановка проблемы. Мною были изучены теоретические источники. Определены цели и задачи работы, разработана система мер, направленных на решение проблемы. Формирование методического комплекса. 2015 -2016г.
На 2 этапе (основном). Организована работа с учащимися по развитию логического мышления. Проведена диагностика промежуточных результатов, их анализ. 2016 -2018г.
На 3 этапе (заключительном). Будет проведена диагностика конечных результатов. Корректировка работы. Оформление результатов работы по теме самообразования. Представление результатов. 2018 г.
(Слайд 5.) ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
Мною изучены 12 теоретических источников по данной проблеме. На слайде указаны основные. В своей работе чаще обращаюсь к труду Тихомирова Л.Ф. « Развитие логического мышления детей».
(Слайд 6.) ОТРАБОТАННЫЕ ТЕОРЕТ. ВОПРОСЫ
Мною были изучены и отработаны следующие теоретические вопросы:
- Теоретические аспекты развития логического мышления младших школьников. Логика – одна из древнейших наук.
- Педагоги и психологи о проблеме развития мышления детей.
- Вопросы о формах мышления.
- Об основных логических приемах ( анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация).
- Дидактическая игра в развитии младших школьников.
- Типы и виды дидактических игр.
- Дидактическая игра в учебном процессе.
- Развитие логического мышления в курсе математики Чекина А.Л.
(Слайд 7.) ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ
Дидактическая игра на уроке делает не только менее заметным переход к серьезной учебной работе, но и развивает произвольное внимание, память, формирует способности сравнивать, анализировать, обобщать.
Задания и упражнения для развития логического мышления школьников можно использовать на любом этапе урока:
- Для обозначения темы (Помоги Незнайке, Мише найти лишнее)
- В начале урока по изучаемой теме, создавая проблемную ситуацию (Маша и Миша решили задачу. С кем из ребят ты соглашаешься? Миша разделил животных на группы. А на какие группы ты можешь разделить животных? Маша составила план рассказа. А какой план составишь ты?
- Как сопровождение объяснения учителя ( Придумай свои выражения; составь предложение по образцу; дополни решение задачи)
* Для контроля учащихся ( Маша нашла в тексте 11 ошибок. А сколько найдешь ты? Составь два уравнения, у которых один и тот же корень. Нарисуй свой запрещающий знак о поведении в лесу. И т. Д.)
(Слайд 8 – 15.) БАНК ДИД. ИГР И УПРАЖНЕНИЙ
Научить ребенка логически мыслить, научить его самостоятельно приобретать знания – это главная цель работы учителя. Успешность в развитии логического мышления младшего школьника заключается в каждодневной совместной плодотворной работе учителя и ученика.
Начиная с 1 класса ввожу специальные упражнения и задания развивающего характера, требующие применения знаний в новых условиях.
Мною разработан банк дидактических заданий и упражнений для учащихся на уроках русского языка и математики (Слайды 8,9,10), разработаны алгоритмы анализа текстов на уроках чтения и окружающего мира (Слайды 11, 12, 13), составлены логические пятиминутки для уроков (Слайды 14, 15).
(Слайд 16.) СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ
Совместно с психологом школы было проведено диагностическое исследование учащихся.
Цель исследования – определение готовности детей к обучению и сформированности некоторых учебных навыков; определение соответствия уровня развития ребенка тем нормам, которые характерны для детей данного возраста.
Исходя из полученных результатов можно судить о степени развитости интеллектуальных процессов. Высокий уровень развитости интеллектуальных процессов имеют 20% обучающихся, средний уровень развития показали примерно 50% обучающихся, на низком уровне развития находятся примерно 30% детей.
(Слайд 17.) ВЫВОДЫ
В заключение хочу отметить, что:
- 1) Развитие логического мышления школьников – новое приоритетное направление педагогической теории и практики.
- 2) Урок интегрирует и объединяет педагогический процесс и процесс развития логического мышления учащихся.
- 3) Развитие логического мышления осуществляется в соответствии с законами развития детского организма, в единстве и согласии с интеллектуальным развитием ребенка.
- 4) Мышление тесно связано с обучением, что помогает учащимся развивать логическое мышление.
- 5)Развитие логического мышления младших школьников основывается на дидактической игре, выполнении нестандартных заданий в их единстве обучения, развития и воспитания. Критерием сформированности мышления является регулярное применение дидактических игр на уроках.
- 6)Развитие логического мышления происходит при условии систематической и целенаправленной работы с учащимися на уроке и во внеурочной деятельности.
Закончить свое выступление хочу словами немецкого философа 18 века Иммануила Канта «Не мыслям надобно учить, а учить мыслить» Спасибо за внимание!