Отчёт по теме самообразования
учителя начальных классов МБОУ «СШ № 33»
Жеребицкой Ирины Николаевны
(13 февраля 2017 года)
Здоровье подрастающего поколения в настоящее время вызывает тревогу у родителей и педагогов. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, Научного центра здоровья детей, Российской академии медицинских наук физиологически зрелыми рождается не более 14% детей, количество здоровых дошкольников составляет всего лишь около 10%. Среди контингента детей, поступающих в школу, более 20% имеют дефицит массы тела, 50% детей – хронически больные. К сожалению, подобная картина складывается и при оценке здоровья детей школьного возраста. У них наблюдается стремительный рост функциональных нарушений и хронических заболеваний, увеличивается количество школьников, имеющих несколько диагнозов, снижается число абсолютно здоровых детей.
Только здоровая личность может качественно усвоить знания, максимально полно реализовать их, эффективно адаптироваться в динамично развивающемся обществе. И здесь я не могу не согласиться со словами Н. К. Смирнова о том, что «Обучать без вреда для здоровья – это не задача школы, а обязательное её условие!» Ведь здоровье человека – это бесценный дар, основа всей жизни человека.
На сегодняшний день развитие здоровьесберегающей социально – контекстной образовательной среды необходимо рассматривать в качестве важнейшего элемента работы по сохранению и укреплению здоровья младших школьников. От состояния их здоровья и способностей зависит качество освоения ими ООП НОО в условиях реализации ФГОС.
Цель моей работы: повышение уровня профессиональной компетенции в области здоровьесбережения младших школьников.
Средствами здоровьесбережения являются здоровьесберегающая среда и здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе.
Задачи:
- изучить психолого – педагогическую и методическую литературу о состоянии здоровьесбережения в образовательном процессе;
- выявить факторы, положительно влияющие на сохранение и укрепление здоровья обучающихся и разработать мероприятия, уменьшающие риск возникновения заболеваний;
- формировать здоровьесберегающую среду в классе, способствующую достижению планируемых результатов освоения ООП НОО;
- способствовать сохранению и укреплению здоровья обучающихся, т.е. осуществлять личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании младших школьников.
Над этой темой я работала 3 года. Мой индивидуальный план включал три этапа.
Подготовительный (2014/2015 учебный год): изучение психолого – педагогической и методической литературы, ресурсов сети Интернет по проблеме.
Основной (2015/2016 учебный год): внедрение в учебно – воспитательный процесс здоровьесберегающих технологий, создание необходимой психологической среды и благоприятного психологического климата.
Обобщающий (2016/2017 учебный год): диагностика, получение результатов, обобщение опыта.
Мною были изучены 12 теоретических источников. Главными для себя считаю работы Никиты Константиновича Смирнова, который в числе первых использовал понятие «здоровьесберегающие образовательные технологии», разработал критерии рациональной организации урока и рекомендации по проведению анализа учебного занятия с позиций здоровьесбережения.
На основе изученных теоретических источников в своей практической деятельности я попыталась определить и систематизировать внутришкольные факторы, которые оказывают влияние на здоровье младшего школьника в нашей образовательной организации. Это и режим функционирования школы, и организация учебных занятий, учебный план, выбор УМК, уроки физической культуры, спортивно – оздоровительные мероприятия, взаимоотношения со всеми участниками образовательного процесса и т.д.
Эти факторы и определяют здоровьесберегающую среду, которая включает в себя:
- организацию процесса обучения и воспитания;
- стиль общения субъектов образовательного процесса;
- санитарно-гигиенические условия обучения и воспитания;
- двигательный режим учащихся;
- медицинское обслуживание;
- питание.
В целях сохранения здоровья младших школьников необходимо в учебном процессе применять здоровьесберегающие технологии. Это могут быть следующие группы технологий:
- технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса;
- технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников;
- психолого – педагогические технологии, используемые на уроках и во внеурочной деятельности.
В своей педагогической деятельности я использую следующие образовательные технологии здоровьесберегающей направленности:
- Технология личностно – ориентированного обучения
- Технология дифференцированного обучения
- Педагогика сотрудничества
- Игровая технология
- Технология развивающего обучения
- Технология проектной деятельности
Стараюсь проводить свои уроки на основе четырех основных правил построения урока с позиций здоровьесбережения.
- Правильная организация урока
- Использование разных каналов восприятия
- Учет зоны работоспособности обучающихся
- Распределение интенсивности умственной деятельности
Любая здоровьесберегающая образовательная технология предполагает использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности.
Формы работы по сохранению здоровья обучающихся могут быть следующие:
- Оздоровительные (общеразвивающие упражнения, подвижные игры, гимнастика для глаз, двигательно – речевые упражнения).
- Конгитивные (познавательные) – дидактические игры с движениями, двигательные действия с заданиями, развивающие игры.
- Креативные (творческие) – гимнастика для ума, сюжетно — ролевые игры, использование карточек.
На своих уроках я использую следующие формы и методы здоровьесбережения:
- Положительные эмоции, которые получает учащийся на уроке. (Юмор, доброе слово, обращение по имени, стихотворение).
- Совместная деятельность обучающихся и педагога, коллективный диалог.
- Творческий характер образовательного процесса является крайне необходимым условием здоровьесбережения. (Ведь включение школьника в творческий процесс не только способствует развитию личности учащегося, но и снижает вероятность наступления утомления.)
- Нетрадиционные формы проведения урока (урок – исследование, урок – экскурсия, урок – путешествие, урок – игра)
- Включение личного опыта учащихся в учебный материал.
- Использование индивидуальных заданий разных типов и уровней.
- Предоставление учащимся возможности самим выбирать задание по уровню сложности.
- Парная, групповая формы организации учебной деятельности.
- Дифференцированное обучение.
- Создание ситуаций успеха.
- Рефлексия
Все перечисленные мною выше формы, методы работы играют положительную роль в сохранении здоровья учащихся, в усвоении учебного материала, создают условия для повышения мотивации учения и качества знаний.
Приняв детей в первый класс, я внимательно изучила состояние здоровья своих первоклассников. Результаты оказались следующие: первую группу здоровья из 26 учащихся имел 1 человек (4%), вторую – 14 человек (54 %), третью – 11 человек (42%). Диагностика здоровья этих же учащихся, проведенная через три года в 4 классе, позволила мне сделать вывод о том, что состояние здоровья учащихся моего класса по группам здоровья осталось примерно на том же уровне, отрицательной динамики не наблюдалось. Вторую группу здоровья из 25 учащихся имели 13 человек (52%), третью – 12 человек (48%).
Успеваемость в каждом классе составила 100%, а качество знаний оставалось стабильным на протяжении всех лет обучения в начальной школе (66 – 68%). ВПР в 4 классе были выполнены на высоком уровне и составили 88% качества знаний по русскому языку, 100% по математике и 79% по окружающему миру.
Обучающиеся моего класса посещали уроки физической культуры (100%) и различные секции, занимались спортом (48%), выезжали на спортивные соревнования в города России и Белоруссии, где занимали призовые места. Наблюдалась положительная динамика роста участия детей в физкультурно – оздоровительных мероприятиях (с 65% до 92%), проводимых в классе и школе.
В классном коллективе проводились мероприятия, направленные на укрепление и сохранение здоровья, на пропаганду здорового образа жизни. Это:
- организация и проведение инструктажа по ТБ в различных жизненных ситуациях;
- проведение Дней здоровья;
- работа по программе «Здоровое поколение»: пропаганда здорового образа жизни среди учащихся (беседы, классные часы, конкурсы, викторины);
- участие в школьных мероприятиях: «Весёлые старты», «Папа и я – сила!»
- выпуск «Страничек здоровья» в классном уголке;
- работа санитарной комиссии в классе;
- участие в соревнованиях «Лыжня России»;
- приём кислородного коктейля;
- изучение памяток, направленных на сохранность жизни и здоровья детей;
- работа кружка «Азбука здоровья» в рамках осуществления внеурочной деятельности.
Опыт работы по данной проблеме привёл меня к выводу о том, что для развития здоровьесберегающей среды в отдельно взятом классе должна быть создана система работы, которая может включать в себя 3 направления: организацию учебной, методической и внеклассной деятельности. (Подробно система представлена на слайде презентации). Считаю, что такая система работы учителя обеспечивает достижение обучающимися планируемых результатов освоения ООП НОО.
Таким образом:
- важнейшим критерием оценки качества образования является состояние здоровья учащихся;
- для создания и развития здоровьесберегающей социально — контекстной образовательной среды необходим системный комплексный подход, учитывающий все аспекты образовательной деятельности и активное взаимодействие всех участников образовательного процесса.