учителя химии высшей категории
Тема по самообразованию:
«Формирование УУД на уроках химии как условие повышения качества подготовки учащихся к ГИА».
Цель:
повышение уровня профессиональной компетенции учителя в условиях реализации ФГОС при подготовке учащихся к ГИА по химии.
Срок – 2013 – 2016 гг.
Актуальность
Важнейшая задача современной системы образования – формирование совокупности УУД, обеспечивающих умение учиться, способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков, поэтому в условиях предпрофильной и профильной подготовки учащихся по химии и выборе ими экзамена актуально формирование функциональных умений (УУД) для успешной подготовки к сдачи к ГИА.
Индивидуальный план работы по теме самообразования включал 3 этапа:
1 этап – подготовительный; он включал изучение литературы, посещение методических совещаний, практикумов по данной проблеме.
Были отработаны следующие теоретические вопросы:
- содержание УУД;
- содержание кодификатора и спецификатора для 9 и 11 классов;
- дидактические средства, используемые при подготовке к экзамену;
Проанализированы следующие теоретические источники:
- М.А. Ахметов «Стратегии успешного изучения химии в школе»;
- В.Н. Доронькин и др. «Подготовка к ГИА» и «Подготовка к ЕГЭ»;
- А.А. Каверина и др. (от разработчиков и экспертов КИМов) – оптимальный банк заданий для подготовки учащихся;
- ФИПИ. Химия (типовые экзаменационные варианты под редакцией А.А. Кавериной)
2 этап – основной; он включал разработку рабочих программ курсов по выбору, элективных предметов, в частности:
- курса по выбору «Химия в задачах» (прошел внешнюю экспертизу в СОИРО и получил положительное заключение);
- курса по выбору «Система подготовки учащихся к ОГЭ»;
- элективного предмета «Решение химических задач для учащихся 10 – 11 классов»;
- элективного предмета «Система подготовки учащихся к ЕГЭ».
Одна из основных целей изучения химии – развитие логического мышления учащихся, что способствует успешной подготовки к сдаче экзамена, но к овладению логикой учащихся приходят не произвольно, а в результате решения продуманной системы заданий, поэтому составлялся банк заданий, позволяющих применять на экзамене знания в новой ситуации.
Современная модель образования обеспечивает каждому ребенку условия для выстраивания собственной образовательной траектории в зависимости от собственных образовательных потребностей, запросов и планов.
В ходе учебно-воспитательного процесса формирование УУД происходит на всех этапах учебного процесса:
- урок;
- курсы по выбору;
- элективные предметы;
- внеурочная деятельность;
- индивидуальная самостоятельная работа.
Универсальные учебные действия учащихся формируются при выполнении тестов, решения задач, в том числе социально-контекстного содержания, заданий на «мысленный эксперимент», логико-смысловых цепочек на химические свойства и получение веществ и т.д.
3 этап – заключительный; получение результатов:
2013 – 2014 – экзамен по химии сдавали 18 учеников 9 классов; 80 баллов и более получили 11 человек; средний балл – 80.
2014 – 2015 – экзамен сдавали 20 учеников 9 классов; 100 б. – 1; 80 баллов и более – 14; средний балл – 85.
2015 – 2016 – экзамен сдавали 36 учеников 9 классов; 100 б. – 4; 80 баллов и более – 16; средний балл – 83, а также 16 учеников 11 класса; 97 б. – 1; средний балл – 70.
Результаты ГИА подтверждают высокий уровень сформированности универсальных учебных действий. Опыт учителя будет полезен для учителей химии, работающих в профильных классах, а также для педагогов, готовящих учащихся к государственной итоговой аттестации. На заключительном этапе проходит распространение и популяризация опыта. На муниципальном и региональном уровнях были проведены:
- мастер-класс «Развитие мышления учащихся в условиях современного химического образования»;
- мастер-класс «Решение задач как форма развития у учащихся различных стилей мышления»;
- мастер-класс «Метапредметный подход изучения понятия «Массовая доля»».
Вывод: в современных условиях на рынке труда востребованы не сами по себе знания, а способность специалиста применять их на практике, выполнять определенные профессиональные и социальные функции, поэтому важно учить учащихся умениям приобретать знания, что позволит успешно подготовиться к сдаче экзаменов и получить высокие результаты, а значит выстроить траекторию своего дальнейшего образования и карьеры.