Кондрашова Л.Ю.,
воспитатель ГПД
В последние годы произошло осознание фундаментальной роли информации в обществе. Наше время называют веком информации. Еще никогда в распоряжении людей не было столько разной информации одновременно.
Ежедневно на каждого из нас, взрослых, обрушивается поток информации, обработка которого отнимает у нас все больше времени, а поток этот постоянно возрастает. Сориентироваться в этом поистине безбрежном море непросто. Непросто нам, взрослым людям, еще более непросто детям.
Мир информации чрезвычайно широк и многообразен. Представление его в различных информационных источниках (книга, видео или аудионоситель, компьютер, человек как информатор, натуральный предмет окружающего мира как предмет изучения и наблюдения) не изменяют суть проблемы научения ребёнка приёмам ориентировки в мире информации.
Мои воспитанники, ученики 1 классов имеют наглядно-образное мышление. Поэтому очень важно применять как можно больше иллюстративного материала, вовлекая их в процесс познания информационного мира. Здесь, как нельзя, кстати, приходят на помощь яркие и занимательные детские журналы, доступные по возрасту.
Цель моей работы: выявить возможности периодической детской печати в формировании информационной культуры и повышении читательской активности младших школьников.
С целью создания условий для широкой адаптации ребёнка в мире во ФГОС НОО в раздел «Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования» включены умения работать с информацией. Навыки устного и письменного счёта, каллиграфического письма, составляющие основу начального обучения на протяжении многих столетий, сейчас всё в меньшей степени признаются единственно важными и достаточными для школы настоящего и будущего. Возрастает потребность, именно в формировании навыков поиска информации, её анализа, обработки, распространения, представления другим людям в максимально рациональной форме, т. е. в формировании информационной культуры.
Современные дети должны уметь быстро реагировать на изменения в информационном мире, критически мыслить, искать и перерабатывать необходимую информацию, т.е. творчески подходить к процессу познания. Систематическая работа с современной детской периодической печатью позволяет сформировать информационную и ценностно-смысловую компетенции.
Проведя анкетирование среди родителей первоклассников, убедилась, что сами родители плохо ориентируются в информационном пространстве детских журналов. У значительной части детей «информационная беспризорность». Приобретают и читают журналы вместе с детьми только 22%. Вообще не читают журналы — 30%. Большая часть родителей – 48%, покупают детям журналы по их желанию, но никакого совместного чтения и обсуждения не происходит. Для дальнейшей работы с родителями были изучены ресурсы детской печати, даже в количественном составе. Некоторые родители не знали, что журналы не продаются в специализированных книжных магазинах, а в почтовых отделениях их можно приобрести.
Возникла необходимость сделать аннотации к журналам, чтобы ликвидировать информационную неразборчивость и детей, и родителей. Ведь все мы, как говорит академик Сергей Иванович Вавилов, «находимся перед Гималаями информации в положении золотоискателя, которому надо отыскать крупинки золота в массе песка».
Использование журналов расширяет рамки самостоятельной познавательной работы ребят с информацией. Первое, что мы изучали с детьми, это обложки журналов: какую информацию можно получить, не открывая журнал; как определить, для какого возраста; всегда ли название журнала соответствует тематическому содержанию.
Отличие таких занятий от обычных уроков в том, что предусматривается включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько содержанием, сколько новизной и необычностью поисковых ситуаций. Это способствует появлению у детей умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности. Происходит вовлечение в коллективную игровую деятельность, стимулирующее читательскую активность.
В основе деятельности лежит технология развития критического мышления, так как именно она представляет собой целостную систему, формирующую умения работать с информацией. В процессе выполнения заданий поискового характера дети учатся видеть сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений; на этой основе формулировать выводы. Совместное движение от вопроса к ответу при использовании приёмов «Кубик Блума», «Тонкие и толстые вопросы», «Инсерт», учит ребят рассуждать, сомневаться, не боясь сделать ошибку, задумываться, стараться самому найти ответ.
В рамках коммуникации как сотрудничества дети учатся работать с соседом по парте; выполнять задания по цепочке; работать в командах.
В рамках коммуникации как взаимодействия ребята учатся видеть разницу между двумя заявленными точками зрения и мотивированно присоединяться к одной из них.
Сочинение кластеров, синквейнов — это анализ и синтез информации, рефлексия.
Работа с синквейнами обогащает словарный запас, подготавливает к краткому пересказу, учит формировать идею (ключевую фразу), позволяет почувствовать себя творцом, развивает аналитические способности, реализуется принцип креативного подхода к обучению.
Ценностно-смысловое содержание детских журналов соответствует методическим принципам детской литературы, а именно: доступность, учёт возрастных особенностей, жанровое и тематическое разнообразие, возможность выбора по индивидуальному интересу.
Все журналы выполняют воспитательную функцию в формировании информационных вкусов и потребностей, которые вписываются в систему общечеловеческих нравственных норм и ценностей: добра, совести, честности, толерантности; происходит формирование ключевых компетенций воспитанников — информационной, ценностно-смысловой и коммуникативной.
Использование в досуговой деятельности младших школьников журналов детской периодики помогает мне создать такую социально-контекстную среду, где каждый ребёнок является активным участником, имеет возможность проявить себя в атмосфере успешности и творчества, раскрыть собственную индивидуальность; на пути в познании нового научиться радоваться пусть маленькому, но своему открытию. Мотивом деятельности каждого становится потребность получить удовлетворение от процесса поиска информации, интересной для окружающих.
Главное – заинтересовать детей, увлечь, воодушевить на достижение новых высот в освоении знаний.
«Прежде, чем ты хочешь призвать ребёнка к какой-либо деятельности, заинтересуй его ею»( Л.С.Выготский).