Организация воспитательной деятельности
по ознакомлению с историей и значением официальных
государственных символов Российской Федерации
и их популяризации в МБОУ СОШ №33
В связи с введением в действие Федеральных конституционных законов «О Государственном флаге Российской Федерации» (от 25.12.2000. № 1-ФКЗ), «О Государственном гербе Российской Федерации» (от 25.12.2000. № 2-ФКЗ), «О Государственном гимне Российской Федерации» (от 25.12.2000. № 3-ФКЗ) и приказом Минобразования России «Об объявлении Федеральных конституционных законов Российской Федерации об официальных государственных символах России» от 01.02.2002 № 271 в МБОУ СОШ №33 организуется воспитательная деятельность с обучающимися по ознакомлению с историей и значением официальных государственных символов Российской Федерации и их популяризации.
Данный вид деятельности является важным составляющим компонентом в воспитании патриотизма и гражданственности детей и молодёжи, сохранении преемственности поколений и укреплении социального единства общества. Воспитанию патриотов и граждан России должна способствовать систематическая и целенаправленная работа педагогического коллектива школы по разъяснению сущности и значения государственных символов Российской Федерации — Флага Российской Федерации, Герба Российской Федерации, Гимна Российской Федерации. Изучение истории государственных символов России имеет большое значение в деле воспитания нового поколения людей, любящих Родину, ощущающих духовное и кровное родство с далёкими предками, отстоявшими независимость России.
Общая направленность воздействия государственной символики на сознание и поведение детей сохраняется на всех возрастных этапах становления личности. Формирование у воспитанников и учащихся понимания сущности и значения государственных символов Российской Федерации, воспитание уважения к ним складывается на уроках, факультативных занятиях, во внеклассной работе, а также в процессе проведения ритуалов, связанных с государственными символами России.
В соответствии с письмом Минобразования России от 10.05.2001 №22-06-626 «Об официальных ритуалах в общеобразовательных учреждениях, связанных с применением государственных символов Российской Федерации» устанавливается порядок применения государственных символов России: Государственного флага Российской Федерации, Государственного герба Российской Федерации, Государственного гимна Российской Федерации. Исполнение гражданских ритуалов, связанных с государственными символами России, включается в проведение торжественных мероприятий с участием родителей, общественности, посвящённых государственным праздникам Российской Федерации, а также в местные и общешкольные мероприятия, праздники, такие как традиционные праздники начала и окончания учебного года, акта вручения аттестатов выпускникам образовательных учреждений и др.
С целью организации систематической и целенаправленной работы по ознакомлению с историей и значением официальных государственных символов Российской Федерации и их популяризации в МБОУ СОШ №33 деятельность педагогов по данному направлению описана в «Программе воспитания и социализации обучающихся муниципального бюджетного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы №33 г. Смоленска в соответствии с требованиями ФГОС ООО». Работа по разъяснению значения государственных символов Российской Федерации является смысловым ядром по направлению: «Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека «Я — гражданин»».
Цели воспитания по данному направлению:
- воспитание способности делать свой жизненный выбор и нести за него ответственность; отстаивать свои интересы, своей семьи, трудового коллектива, своего народа, государства;
- формирование уважительного отношения к народам мира, человечеству, представителям других национальностей, к своей национальности, ее культуре, языку, традициям и обычаям;
- признание ценности независимости и суверенности своего государства и других государств.
Основные задачи воспитания:
- формировать гордость за отечественную историю, народных героев, сохранять историческую память поколений в памяти потомков;
- воспитывать уважение к национальной культуре, своему народу, своему языку, символам, традициям и обычаям своей страны;
- проявлять свою гражданскую позицию в самых непредвиденных ситуациях, бороться с безнравственными и противоправными поступками людей.
Виды деятельности:
- изучение обучающимися истории и значения официальных государственных символов Российской Федерации;
- знакомство обучающихся с ритуалами использования официальных государственных символов Российской Федерации;
- изучение обучающимися правовых норм государства, законов и формирование ответственного к ним отношения;
- организация и проведение внеклассных мероприятий, направленных на формирование умений и навыков правового поведения;
- сотрудничество с правовыми организациями в целях правового просвещения обучающихся;
- формирование способности руководствоваться в ситуациях нравственно-правового выбора мотивами долга, совести, справедливости;
- изучение биографий выдающихся граждан своей страны — патриотов и борцов за
Отечество; - развитие патриотических чувств обучающихся через организацию проведение внеклассных мероприятий, формирующих патриотизм на практике;
- организация встреч с представителями общества — истинными гражданами и патриотами своей страны;
- посещение мест, связанных с памятью поколений, формирование культуры проявления патриотизма и гражданской позиции;
- поощрение обучающихся, проявляющих гражданскую позицию, мужество и героизм;
- активное сотрудничество с социумом и общественными организациями по развитию патриотизма и гражданской позиции обучающихся;
- формирование культуры проявления гражданской позиции, патриотизма.
Формы внеклассной работы на каждой ступени обучения:
Ступень | Основные формы внеклассной работы |
I | Классные часы: «Государственная символика или её элементы в повседневной жизни».Творческие мастерские: «Гимн, герб и флаг моей семьи и Родины».
Организация коллективного прослушивания Гимна РФ и разучивание наизусть. Беседы о Гимне как одном из важнейших государственных символов России, истории его создания, традициях исполнения на торжественных мероприятиях, праздниках и военных парадах. Беседы на следующие темы: «О чём рассказывает наш Герб», «Цвета нашего Флага», «Как слушают и поют Гимн» и т. п. Конкурсы рассказов и рисунков по темам, связанным с государственными символами России, историей их появления. Проведение музейных занятий. Посещение библиотечных уроков по данной тематике. Интерактивные игры (заочные путешествия, игры-путешествия по станциям). Конкурсы чтецов. Вступление в СДГО им.Ю.А. Гагарина |
II | Циклы бесед, посвящённых истории возникновения Флага и Герба Российской Федерации, флагов и гербов республик в составе Российской Федерации, текста и музыки Гимна Российской Федерации. Разбирается сам текст Гимна.Участие школьников в краеведческой деятельности, региональных и местных краеведческих мероприятиях, всероссийской акции «Я — гражданин России».
Экскурсионная, туристская и музейная работа, встречи и беседы с, достойными людьми, пользующимися уважением окружающих, с участниками Великой Отечественной войны, военнослужащими, представителями родительской общественности. Организация исследовательской деятельности учащихся в рамках работы Научного общества школьников по изучению исторических, политических, художественных и других аспектов государственных символов России. Шефство на ветеранами ВОВ. Встречи с работниками УФМС России. Беседы с учащимися о правилах получения паспорта гражданина России. Работа в совете музея. Участие в конкурсах творческих работ: «Выборы глазами подрастающего поколения», «Общественная акция о символах государства» и т.д. Работа в составе органов школьного самоуправления. Участие в организации и проведении международных встреч. |
III | Занятия по актуализации знаний, умений и навыков, связанных с различными аспектами функционирования эмблем государственной власти; собственно правовым, общественно-политическим, нравственным.Подготовка серии бесед, конкурсов, викторин, тематически связанных с государственными символами России: «Главная песня нашей страны», «Почести государственным Флагу и Гимну» и др., адресованных младшим школьникам.
Интерактивные занятия, позволяющие осознать глубину политических смыслов, Встречи с представителями государственной власти, способствующие осмыслению политической и нравственной сути символа Российского Проведение бесед: «Основной закон нашей жизни», «Святая обязанность Участие в творческих конкурсах, посвященных фактам и эпизодам, которые характеризуют отношение наших граждан, воинов, спортсменов в к Флагу, Гербу и Гимну нашей страны. Работа в составе аппарата уполномоченного по защите прав участников образовательных отношений. |
В нашей школе сложились традиции, которые коллектив свято хранит и приумножает. Мы стремимся к тому, чтобы каждое мероприятие способствовало воспитанию нравственных, духовных и патриотических чувств.
Система традиционных мероприятий в МБОУ СОШ №33
1.Организационные меры по формированию патриотического сознания детей и молодежи | ||||
|
||||
1.1.1 | Организация изучения в МБОУ СОШ №33 государственной символики и порядка официального использования государственного флага, герба, гимна Российской Федерации. | Постоянно | Участники: 1 – 11 классыОтветственные: зам.директора, курирующий ВР и классные руководители | |
1.1.2 | Обновление и поддержание информационного стенда с изображением государственных символов Российской Федерации(Приложение 2) | Постоянно | Ответственные: Представители школьного самоуправления, аппарат уполномоченного по защите прав участников образовательного процессаЦелевая аудитория: обучающиеся 1 – 11 классов, педагоги ОУ, родительская общественность, гости ОУ, участники международных делегаций (представители ОУ -социальных партнеров) | |
1.1.3 | Использование государственной символики при проведении в ОУ мероприятий, посвященных государственным праздникам:День знаний (1 сентября)
День народного единства (4 ноября) День Героев Отечества России (9 декабря) День Конституции Российской федерации (12 декабря) День защитника Отечества (23 февраля) День Победы (9 мая) День России (12 июня) День памяти и скорби (22 июня) День Государственного флага Российской Федерации (22 августа) |
Ежегодно | Участники: 1 – 11 классыОтветственные: зам.директора, курирующий ВР , старшая вожатая и классные руководители | |
1.1.4 | Использование государственной символики с соблюдением ритуала при проведении иных торжественных мероприятий в МБОУ СОШ №33:день памяти вывода войск из Афганистана;
чествование ветеранов ВОВ; проведение митинга и линеек памяти, посвященных освобождению Смоленска от немецко-фашистских захватчиков, несение вахты памяти «Знамя Победы». |
Ежегодно | Участники: 1 – 11 классыОтветственные: зам.директора, курирующий ВР , старшая вожатая и классные руководители | |
1.1.5 | Организация конкурсов среди учащихся на лучшее исследование истории государственной символики России и геральдических символов Смоленска и Смоленской области | Ежегодно октябрь — ноябрь | Участники: 1 – 11 классыОтветственные: зам.директора, курирующий ВР , старшая вожатая и классные руководители | |
1.1.5 | Организация и проведение единых классных часов «Символика нашей страны» | ЕжегодноСентябрь
Декабрь Май |
Участники: 1 – 11 классыОтветственные: зам.директора, курирующий ВР , старшая вожатая и классные руководители, представители школьного самоуправления | |
1.1.6 | Проведение творческих конкурсов: «Символика моей любимой школы» | При проведении юбилейных мероприятий | Участники: 1 – 11 классыОтветственные: зам.директора, курирующий ВР , старшая вожатая и классные руководители, представители школьного самоуправления | |
|
||||
1.2.1 | Создание на сайте ОУ закладки «Моя Россия» | 2015 – 2016 учебный год | Участники: 1 – 11 классыОтветственные: зам.директора, курирующий ВР , представители школьного самоуправления, системный администратор | |
1.2.2. | Участие в конкурсах компьютерных проектов учащихся образовательных учреждений, посвященным памятным датам | Ежегодно | Участники: 9 – 11 классыОтветственные: зам.директора, курирующий ВР , представители школьного самоуправления, системный администратор, классные руководители 9 – 11 классов | |
|
||||
1.3.1. | Работа школьного музея | Постоянно | Участники: 1 – 11 классыОтветственные: зам. директора, курирующий ВР, руководитель музея, представители школьного самоуправления (совет музея) | |
1.3.2. | Рассмотрение вопроса организации работы по изучению истории и значения официальныхгосударственных символов Российской Федерации
и их популяризации в МБОУ СОШ №33 на заседаниях МО классных руководителей
|
В течение года | Участники: классные руководители1 – 1 классов
Ответственные: зам. директора, курирующий ВР, руководители МО классных руководителей |
|
1.3.3. | Создание и обновление методической копилки классного руководителя «Правовые аспекты использования государственной символики» | Ежегодно | Ответственные: зам. директора, курирующий ВР, руководители МО классных руководителей | |
1.3.4. | Составление календаря памятных дат России и Смоленской области | Ежегодно | Участники: 1 – 11 классыОтветственные: зам. директора, курирующий ВР, руководитель музея, представители школьного самоуправления (совет музея) | |
1.3.5. | Создание коллекции мультимедийных презентаций «Музейные уроки»(приложение 4) | Ежегодно | Участники: Совет музеяОтветственные: зам. директора, курирующий ВР, руководитель музея, представители школьного самоуправления (Совет музея)
|
|
1.3.6 | Проведение мониторинговых исследований по вопросам знания истории и значения государственной символики РФ | Ежегодно | Участники: 9 – 11 классыОтветственные: зам.директора, курирующий ВР , представители школьного самоуправления, системный администратор | |
(фотоматериалы представлены в приложении 3) |
||||
2.1.1 | Урок знаний | 1 сентября | Участники: 1 – 11 классыОтветственные: зам.директора, курирующий ВР , старшая вожатая и классные руководители, представители школьного самоуправления, родительская общественность | |
2.1.2. | Акция «Символы России»- совместное исполнение гимна Росси в холле 1 этажа представителями всех ступеней обучения | Ежегодно12 декабря | Участники: 1 – 11 классыОтветственные: зам.директора, курирующий ВР , старшая вожатая и классные руководители, представители школьного самоуправления, родительская общественность | |
2.1.3. | Проведение торжественных митингов и линеек памяти, посвященных памятным датам | Ежегодно25 сентября
15 февраля 9 мая |
Участники: 4 – 11 классыОтветственные: зам.директора, курирующий ВР , старшая вожатая и классные руководители, представители школьного самоуправления, родительская общественность | |
2.1.4. | Квест «Я гражданин и будущее России» | Ежегодно | Участники: 2 – 4 классыОтветственные: зам.директора, курирующий ВР , старшая вожатая и классные руководители, представители школьного самоуправления | |
2.1.5. | Интерактивная игра «Наши права и обязанности» | Ежегодно | Участники: 8 классыОтветственные: зам.директора, курирующий ВР , старшая вожатая и классные руководители, представители школьного самоуправления | |
2.1.6. | Круглый стол «Изучение истории и значения символов Российской Федерации» | Ежегодно | Участники: представители школьного самоуправленияОтветственные: зам.директора, курирующий ВР , старшая вожатая , аппарат уполномоченного по защите прав участников образовательных отношений | |
2.1.7 | Книжно-иллюстрированные выставки в библиотеке ОУ | В течение года | Участники: 1 – 11 классыОтветственные: зам.директора, курирующий ВР , заведующая библиотекой | |
2.1.8 | Уроки мужества «Вспомним подвиг героев…» | ФевральМай
Ежегодно |
Участники: 4 – 11 классыОтветственные: зам.директора, курирующий ВР , старшая вожатая и классные руководители, представители школьного самоуправления, родительская общественность | |
2.1.9. | Акция «Листы памяти героев ВОВ» | ЕжегодноСентябрь
Май |
Участники: 9 — 11 классыОтветственные: зам.директора, курирующий ВР , старшая вожатая и классные руководители, представители школьного самоуправления | |
2.1.10 | Муниципальный этап Всероссийской акции «Я — гражданин России» | Ежегодно | ||
2.1.11 | Интерактивная игра по блокам «День Конституции» | Ежегодно12 декабря | Участники: 8 классыОтветственные: зам.директора, курирующий ВР , старшая вожатая и классные руководители, представители школьного самоуправления | |
2.1.12 | Цикл бесед и творческих конкурсов старшеклассников с обучающимися 2- 4 классов «Символы государства» | ЕжегодноСентябрь
Май Июнь (в период работы летнего оздоровительного лагеря) |
Участники: 2- 4, 8, 10 классыОтветственные: зам.директора, курирующий ВР , старшая вожатая и классные руководители, представители школьного самоуправления | |
2.1.13 | Чествование ветеранов ВОВ | ЕжегодноСентябрь
Февраль Май |
Участники: 1 — 11 классыОтветственные: зам.директора, курирующий ВР , старшая вожатая и классные руководители, представители школьного самоуправления | |
2.1.14 | Встреча с представителями государственной власти | ЕжегодноАпрель | Участники: 11 классыОтветственные: зам.директора, курирующий ВР , старшая вожатая и классные руководители | |
2.1.15 | Конкурс чтецов «Защитники Отечества» | ФевральЕжегодно | Участники: 2- 4, 5, 6, 11 классыОтветственные: зам.директора, курирующий ВР , старшая вожатая и учителя русского языка и литературы. | |
2.1.16 | Турнир по стрельбе из мелкокалиберной винтовки | ЕжегодноМай | Участники: 10 — 11 классыОтветственные: зам.директора, курирующий ВР , преподаватель ОБЖ | |
2.1.17 | Музейные уроки | Постоянно | Участники: 2 – 4 классыОтветственные: зам.директора, курирующий ВР , руководитель музея, Совет музея | |
2.1.18 | Общешкольная акция «Мы – дети твои, Россия» | Ежегодно1 июня | Участники: 2- 4, 9 классыОтветственные: зам.директора, курирующий ВР , старшая вожатая и классные руководители, представители школьного самоуправления | |
2.1.19 | Анкетирование обучающихся «История и значение символов государства» | ЕжегодноАпрель | Участники: 9 классыОтветственные: зам.директора, курирующий ВР , старшая вожатая и классные руководители, представители школьного самоуправления | |
2.1.20 | Проведение творческих конкурсов и оформление выставок «Люблю тебя, моя Россия» | Постоянно | Участники: 1 – 4 классыОтветственные: зам.директора, курирующий ВР , старшая вожатая и классные руководители, представители школьного самоуправления, учителя ИЗО | |
2.1.21 | Подготовка допризывной молодежи | Постоянно | Участники: 11 классыОтветственные: преподаватель ОБЖ | |
2.1.22 | Серия классных часов «Символы государства» | ЕжегодноСентябрь
Декабрь Май |
Участники: 1 — 11 классыОтветственные: зам.директора, курирующий ВР , старшая вожатая и классные руководители, представители школьного самоуправления | |
2.1.23 | Открытый фестиваль свободы творчества «Имею право быть ребенком» | ЕжегодноМай | Участники: 1 — 11 классы, гости из ОУ города и ОУ Смоленской областиОтветственные: зам.директора, курирующий ВР , старшая вожатая , учителя –предметники и классные руководители, представители школьного самоуправления, руководитель музея | |
2.1.24 | Освещение мероприятий на страницах школьной газеты «Многогранки» | 1 раз в четверть | Участники: редакция газеты | |
2.1.25 | Почетный караул у Знамени Победы | Май 2015 | Целевая аудитория: обучающиеся 1 – 11 классов, педагоги ОУ, родительская общественность, гости ОУ, учителя ОУ | |
2.1.26 | Форум уполномоченных по защите прав участников образовательных отношений. | Ежегодно | Участники: представители аппаратов уполномоченных по защите прав участников образовательных отношений ОУ города, представители органов государственной властиОтветственные: зам.директора, курирующий ВР , старшая вожатая , учителя –предметники и классные руководители, представители школьного самоуправления | |
2.1.27 | Организация международного сотрудничества | Ежегодно | Участники: 9 — 11 классыОтветственные: зам.директора, курирующий ВР , старшая вожатая и классные руководители, представители школьного самоуправления, учителя- предметники | |
2.1.28 | Уроки толерантности | Ежегодно | Участники: 1 — 11 классыОтветственные: зам.директора, курирующий ВР , старшая вожатая и классные руководители, представители школьного самоуправления, учителя- предметники | |
Воспитание уважения к государственным символам Российской Федерации, повышение их роли в патриотическом и гражданском воспитании обучающихся – неотъемлемая часть воспитательной деятельности образовательного учреждения, направленной на воспитание истинных патриотов, глубоко любящих своё Отечество.
Приложение 4