ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО – КОНТЕКСТНЫХ УЧЕБНЫХ СИТУАЦИЙ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ

Шилкина
Ирина Ивановна,

учитель географии высшей категории

В последнее время в мировоззрении школьников произошли серьёзные изменения. Связано это, прежде всего, с изменениями в социокультурной среде. Выпускнику школы для полноценной жизни в новых условиях недостаточно одних лишь предметных знаний, изменившееся качество жизни требует от него не столько умений выполнять указания, сколько решать проблемы жизни самостоятельно. Жизнь в современном обществе требует от выпускника становиться человеком, который:

  • начинает воспринимать себя по-иному;
  • более полно принимает себя и свои чувства;
  • становится автономным и более уверенным в себе;
  • ставит перед собой реальные цели, ведет себя более зрело;
  • становится более похожим на человека, которым хотел бы быть;
  • начинает принимать и понимать других людей.

    Отсюда очевидна главная задача учителя – помочь ученику стать полноценным субъектом современного общества.

    Образовательная технология социально-контекстного обучения и воспитания школьников как раз предполагает такой тип педагогической деятельности, задачей которой становится анализ ребенком реальной действительности, актуализация социального опыта, стимулирование деятельности через учебный интерес и мотивацию, создание условий для развития социально-контекстной личности ученика, превращение обучения в субъективно-смысловой процесс, направленный на преобразование самой личности и окружающей действительности. Обязательным компонентом содержания учебного занятия становится социально-контекстная ситуация.
    В соответствии с ФГОС понятие учебная ситуация трактуется как особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д., частично – запоминают.

    География как учебный предмет дает большие возможности для решения социально-контекстных учебных задач через использование методов:

  • наблюдение;
  • практические работы;
  • просмотр видеофильмов, таблиц, рисунков;
  • сообщения учащихся;
  • работу с картами атласа;
  • участие в научно-исследовательской работе;
  • использование знаний, приобретенных на уроках химии, физики, математики, биологии,  литературы.

    Социально-контекстные ситуации имеют, как правило, личностно-развивающий характер и, естественно, возникают из опыта и потребностей самих учеников. Поставив ученика в проблемную ситуацию, интересную и для всего класса, учитель получает возможность «растормозить» механизм его мышления. А включение учащихся в ходе занятия в формулирование проблемы, выдвижение гипотез по ее решению – углубляет интерес к самостоятельному процессу познания, открытия истины.

    Существует несколько основных способов создания ситуаций социально-контекстного характера.

    Например, побуждение учащихся к сравнению, сопоставлению фактов, в результате которых возникает проблемная ситуация. При изучении темы «Климат Африки» в курсе «Материки и океаны» можно использовать задания, проблемный характер которых обусловлен разрывом между ранее усвоенными знаниями и требованием задачи (или вопроса). Так, в начальном курсе физической географии учащиеся усваивают, что количество солнечного тепла зависит от широты: чем широта ниже, тем тепла больше, и наоборот. А при изучении Африки они узнают, что в тропическом поясе летние температуры (+32°С) выше, чем в экваториальном (+24°С). Этот факт вступает в противоречие с ранее усвоенной зависимостью и составляет основу для формирования проблемного задания.

    В рамках этого урока можно использовать ещё один из способов создания ситуаций социально-контекстного характера: побуждения учащихся к анализу фактов и явлений действительности, порождающему противоречия между житейскими представлениями и научными понятиями об этих фактах. Ситуация заключается в следующем: в пустыне Намиб, находящейся на побережье Атлантического океана, выпадает меньше осадков, чем в самых сухих местах Сахары, почему?

    При изучении курса «География России. Природа», тема «Почвы и почвенные ресурсы», можно использовать такой способ создания социально – контекстной учебной ситуации, как организация межпредметных связей, нацеленных на формирование метапредметных умений и навыков.
    Учащимся предложено задание:
    объясните, почему чернозёмы значительно плодороднее дерново-подзолистых и серых лесных почв, хотя растительность смешанных и широколиственных лесов гораздо богаче по биомассе. Для решения необходимо привлечь знания из курса биологии.

    При проведении итогового урока по теме «Внутренние воды России» используется ситуация побуждения учащихся к теоретическому объяснению социальных, природных явлений, фактов и внешнего несоответствия между ними. Это вызывает поисковую деятельность учеников и приводит к активному усвоению новых знаний. Учащимся предложено решить проблему снабжения чистой водой Европейской территории нашей страны, для этого использовать не только полученные знания на уроках географии, а также и дополнительный материал из периодической печати. Им необходимо самостоятельно достигнуть поставленной перед ними цели, аргументировать своё решение.

    Таким образом, при разрешении социально-контекстных ситуаций необходимо, чтобы учащиеся научились предлагать свои варианты решений, первоначально анализировать их, отбирать наиболее адекватные, учиться видеть пути их доказательства.
    При этом изучаемый учебный материал выступает как основа содержания учебной ситуации, в которой ребенок совершает некоторые действия и разрешает ее. Он осваивает характерные для предмета способы действия, т.е. приобретает наряду с предметными — познавательные, коммуникативные, социально-контекстные компетенции. Очень важно, чтобы учитель при этом поддерживал инициативу ученика в нужном направлении и обеспечивал приоритет его деятельности по отношению к своей собственной.

     

    Литература

  1. Вербицкий А.А. Новая образовательная парадигма и контекстное обучение. – М., 1999.
  2. Куришкина Л.А. Об актуальности технологии социально-контекстного обучения и воспитания школьников. – Смоленск, 2013.
  3. Паншечникова Л.М. Контрольные задания и упражнения по географии. – М.: Просвещение, 1982.
  4. Понурова Г.А. Проблемный подход в обучении географии в средней школе. – М.: Просвещение, 1991.

     

     

 


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

* Copy This Password *

* Type Or Paste Password Here *

54 701 Spam Comments Blocked so far by Spam Free Wordpress

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>