Алферова Ирина Николаевна,
учитель истории и обществознания
Тема инновационного опыта: «Проектирование современного обществоведческого образования как средство формирования правовой компетентности обучающихся»
Цель деятельности – формирование правового сознания, правовой культуры, готовности к ответственной и осмысленной жизни и деятельности в демократическом правовом государстве, гражданском обществе.
Система работы
Разработан комплекс рабочих учебных программ, составленных с учетом профильной специализации обучающихся и принципов интеграции основного и дополнительного образования, направленный на создание условий для формирования правовой компетентности личности школьника средствами технологии педагогического проектирования и обеспечивающий учебно-методическое сопровождение обществоведческого образования.
Программа элективного курса «Основы правовых знаний» содействует развитию умений и навыков самостоятельной работы с документами исторической, социологической и правовой направленности, а также освоению способов деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового государства.
Развитию целеустремленности и настойчивости в решении задач, готовности к проектированию и моделированию ситуаций, гибкости ума, а также лидерских качеств личности способствует программа факультатива «Технология решения олимпиадных заданий».
Программа «Право и мы», в основу реализации которой положена технология социально-контекстного образования, способствует обеспечению необходимого уровня юридической грамотности школьников и формированию активной гражданской позиции учащихся.
Приобретению учащимися опыта применения полученных знаний и умений для выполнения социальных ролей человека и гражданина содействует система уроков-диспутов, уроков-дискуссий, деловых и ролевых игр, разработанных на основе интерактивного обучения.
Серия мультимедийных презентаций, карт и схем способствует формированию информационной компетенции как неотъемлемой части правовой культуры обучающихся.
Результаты работы
- высокий уровень мотивации к изучению предметов социально-гуманитарного цикла: в 2010 — 2011 учебном году к изучению права он составлял 94 %, обществознания – 96 %;
- высокий уровень сформированности социально-правовых компетенций учащихся, о чем свидетельствуют:
— результаты государственной (итоговой) аттестации, в том числе ЕГЭ, значительно превышающие показатели по стране и области;
— результаты предметных олимпиад по обществознанию и праву муниципального, регионального, межрегионального и всероссийского уровней: так, в 2010 году трое учащихся стали победителями регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по праву, двое – победителями заключительного этапа;
— в Межрегиональной олимпиаде по избирательному праву, проводимой в г. Твери, учащимися заняты: I место в общем зачете, I место в конкурсе «Визитка», II место в конкурсе «Эрудит», II и III места в индивидуальном зачете; в областной олимпиаде по основам предпринимательской деятельности, проводившейся в 2010 — 2011 учебном году, трое учащихся стали призерами; двое учащихся являются лауреатами Премии Президента РФ, учрежденной в рамках приоритетного национального проекта «Образование» по направлению «Поддержка талантливой молодежи»;
- качественные результаты внеурочной деятельности по предметам социально-гуманитарного цикла: трое учащихся имеют «Диплом призера» IX, X и XI областных научно-практических конференций обучающихся и студентов «Шаг в науку», двое – «Диплом победителя»; на протяжении ряда лет школьники побеждают в Городских Днях науки;
- высокий уровень социальной активности, что подтверждается участием в конкурсах и мероприятиях социально-правовой направленности различного уровня: Всероссийском конкурсе социальных исследований «Сила мысли», областном конкурсе «Налоги – паруса государства», областном конкурсе аналитических материалов по проблеме реализации и защите прав человека, городском конкурсе антирекламы «Мы хотим жить!», городском конкурсе защиты прав потребителей, областном конкурсе «Как я провел день выборов президента», участием в акциях «Мы – граждане России», «Твой выбор», «Мой город чистый?! Начни с себя», «Подари книгу детям» и др.;
- удовлетворенность образовательными услугами всех групп потребителей, о чем свидетельствуют положительные отзывы родителей, социальных партнеров и результаты диагностики удовлетворенности учащихся;
- учащиеся, избравшие юридическую специализацию в школе, становятся студентами юридических факультетов ведущих ВУЗов страны, при этом наблюдается позитивная динамика поступления в ВУЗы по профилю обучения;
- Ирина Николаевна Алферова принимает активное участие в работе методической комиссии и жюри областной олимпиады по правовой информатике, научно-практических конференциях и семинарах различного уровня, является победителем многочисленных конкурсов.