Гайжутене Елена Ионасовна,
учитель физики
Тема инновационного опыта: «Проектно-исследовательская деятельность как средство реализации компетентностного подхода при обучении физике»
Цель деятельности – развитие компетентной личности школьника
Система работы
Разработан комплекс рабочих учебных программ, обеспечивающих практическое включение школьников в исследовательскую деятельность и направленных на развитие способности к деятельности через формирование готовности к целеполаганию, к оценке, к действию, к рефлексии, к самовоспитанию и самообразованию.
Программы, составленные с учетом профильной специализации, призваны обеспечить условия для выстраивания каждым обучающимся индивидуальной образовательной траектории в зависимости от индивидуальных образовательных потребностей, запросов и планов.
Рабочая учебная программа по курсу «Физика» (10-11 классы, профильный уровень) предусматривает использование разнообразных форм организации учебного процесса, продуктивных методов обучения, современных образовательных технологий, межпредметных и внутрипредметных связей, учитывает возрастные особенности обучающихся и условия, в которых протекает образовательная деятельность, и, тем самым, способствует достижению новых образовательных результатов.
Рабочая учебная программа по элективному предмету «Астрономия» (11 класс, базовый уровень) призвана способствовать как выбору профессии, так и усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, формированию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе, гражданской идентичности.
Созданию условий для организации эффективной системы предпрофильной подготовки в 9 классе в аспекте дальнейшего самообразования и выбора профиля обучения способствует рабочая учебная программа курса по выбору «Физика в тестах ГИА».
Рабочая учебная программа по курсу «Физика» (базовый уровень) направлена на овладение обучающимися в 7-9 классах способами познавательной, информационно-коммуникативной и рефлексивной деятельности, что позволит использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Программа организации учебной исследовательской деятельности учащихся, являющихся членами секции «Экология» научного общества школьников, «Экология среды обитания человека» способствует формированию социальной компетенции за счёт предусмотренной программой практико-ориентированной деятельности учащихся в процессе выполнения ими социально значимых проектов, направленных на улучшение экологического состояния окружающей среды. Тематика теоретических и практических занятий с учащимися способствует овладению методами научного познания и способами организации проектно-исследовательской деятельности.
Результаты работы
- Учащимися приобретен опыт проектной деятельности в повседневной жизни, развита готовность целевого осмысленного применения комплекса знаний, умений и способов деятельности, о чём свидетельствует тематика создаваемых проектов:
— «Переход на сезонное время – экономический эффект или экологический шок?»;
— «Энергосберегающие лампы – экономический эффект или экологический шок?»;
— «Геомагнитные бури и их влияние на психо-эмоциональное состояние и успеваемость школьников».
- Учащиеся и их продукты творческой деятельности (проекты) отмечаются Дипломами на конкурсах и выставках различного уровня: городском заочном конкурсе природоохранной работы и детских экологических проектов; областном краеведческом конкурсе «С мечтой о космосе»; областных конкурсах-викторинах «Знатоки космоса» и «Атомные знатоки», проводимых Информационным центром по атомной энергии города Смоленска; Всероссийском конкурсе по естествознанию «Человек и природа» и др.
- В 2010-2011 учебном году 32,2% обучающихся (от общего числа сдававших физику по городу) – ученики Гайжутене Е.И.; в 2011-2012 учебном году – 47,2%. Данные результаты подтверждают готовность учащихся успешно продолжать образование на старшей ступени обучения
- Высокий уровень сформированности ключевых компетенций, а значит, готовности выпускников к успешному продолжению образования в системе высшей школы подтверждают результаты государственной (итоговой) аттестации:
Результаты ЕГЭ на этапе государственной (итоговой) аттестации в сравнении с показателями по стране и области, 2011 год
Предмет | Кол-во учащихся | Средний балл | |||
по области | по школе | по России | по области | среди учащихся Гайжутене Е.И. | |
Физика | 1076 | 47 | 50,5 | 51,5 | 62,7 |