«Сердце отдаю детям»
– эти слова Василия Сухомлинского стали девизом для 15 педагогов кафедры учителей русского языка и литературы.
Состав кафедры
Руководитель кафедры – Шейко Н.В. (высшая категория) – отличник народного просвещения.
- Немчанинова В.П. (высшая категория) – заслуженный учитель РФ, отличник народного просвещения;
- Русанова Т.С. (высшая категория) – отличник просвещения Украины;
- Субот Н.А. (высшая категория), Петрова Н.В. (высшая категория), награждены Почётной грамотой Министерства образования и науки РФ;
- Леонова Н.В. (высшая категория) и Рожкова А.Д. (высшая категория) награждены Почётной грамотой Департамента Смоленской области по образованию, науке и делам молодёжи;
- Голобокова О.А. (высшая категория);
- Степанова А.А. (первая категория), Сазонова В.А. (первая категория); Ромодина Л.Н. (первая категория), Захаревич Н.Г. (первая категория), Филиппова Е.В. (первая категория) обучается в аспирантуре Смоленского государственного университета (научный руководитель – Г.С. Меркин);
- Нескреба О.А. (вторая категория).
Педагоги кафедры участвуют в конкурсах профессионального мастерства: в 2007 и 2013 гг. Петрова Н.В. и Рожкова А.Д. (соответственно) стали лауреатами конкурса лучших учителей Смоленской области в рамках ПНПО.
Направления деятельности. Учителя кафедры преподают учебные дисциплины «Русский язык», «Литература», «Литература Смоленщины», «Православная культура», которые играют важную роль в системе школьного гуманитарного образования, целью которого является становление духовного мира человека, формирование коммуникативной и лингвистической компетенций.
Основной задачей профессиональной деятельности учителей русского языка и литературы является повышение уровня речевой культуры, грамотности учащихся в условиях использования интерактивных форм организации учебной деятельности, современных образовательных технологий, а именно: уровневой дифференциации, технологии творческих мастерских, развивающего обучения, информационной, игровой, проектной, технологии модульного обучения, технологии Дальтон-план и многих других. Всё это способствует профессиональному росту каждого учителя, ведь не случайно наше педагогическое кредо: «Обучая детей, мы учимся и совершенствуемся сами».
В традициях кафедры учителей русского языка и литературы оказание методической помощи молодым специалистам, организация «круглых столов» по обмену опытом «Я делаю так», взаимное посещение уроков с обсуждением, проведение предметных тематических недель – такие мероприятия не только сплачивают коллег, но и способствуют созданию духа сотворчества и продуктивного взаимодействия. Совершенствование содержания, форм и методов обучения русскому языку и литературе на основе компетентностного, деятельностного и личностно ориентированного подходов, повышение качества образования, разработка методических технологий обучения с преподаванием ИКТ, использование инновационных подходов к преподаванию учебных предметов – таковы цели профессиональной деятельности учителей. Успешна работа в творческих группах: «Исследователь», «Преемственность», «Одиссея разума», ИКТ; в эксперименте – работа в 6-х «пилотных» классах по апробации ФГОС ООО.
Работая над темой самообразования в течение нескольких лет, каждый учитель достигает оптимальных результатов, позволяющих не только публиковать методические разработки в «Известиях» СмолГУ, в Международных сборниках «Проблемы преподавания литературы», «Духовное возрождение Смоленщины», в газете «Литература» (номинация «Первый урок»), но и достойно выступать на школьных, городских, региональных, всероссийских и международных научно-практических конференциях.
Творческому росту учителей кафедры также способствуют:
- обучение на курсах повышения квалификации,
- сотрудничество с вузами и организация работы со студентами СмолГУ, Смоленского педагогического колледжа,
- подготовка учащихся к традиционным Дням науки (школы, города),
- участие в работе проблемных групп и др.
Учебная деятельность, безусловно, является основной в образовании школьников. О состоянии преподавания и качестве знаний учащихся можно судить по результатам экзаменов ЕГЭ и ГИА:
Учебный год |
Количество сдававших ЕГЭ |
Средний балл |
Количество сдававших ГИА |
Средний балл |
2009-2010 |
97 |
70 |
148 |
3,7 |
2010-2011 |
90 |
70,1 |
178 |
3,8 |
2011-2012 |
110 |
70,7 |
153 |
4,4 |
Учителя кафедры представляют опыт работы на семинарах, конференциях, открытых уроках для коллег школы, города, области, для родителей, студентов. Мы были участниками городского конкурса открытого заседания кафедры, городского мастер-класса «Новые подходы в работе с текстом на ЕГЭ».
Большое значение имеет целенаправленная внеурочная деятельность, позволяющая повысить заинтересованность учащихся в изучении предметов. Посещение театров, музеев города, области, России, Европы; встречи с поэтами, писателями; участие в мониторингах по предметам, олимпиадах, Всероссийских играх «Русский медвежонок», «Остров бесценных сокровищ», в конкурсах сочинений, авторской поэзии, литературных чтениях, в «Одиссее разума» и др. – всё это делает жизнь каждого ученика и учителя нашей школы более яркой, насыщенной, незабываемой!
За последние годы у обучающихся заметно возрос интерес к проектной и учебно-исследовательской работе, которая сплачивает ученические коллективы, приучает к ответственности, развивает интерес, способствует общению детей в разновозрастных предметных секциях Научного общества школьников. Эта деятельность превращает обучение в интересную интеллектуальную деятельность, способствуя развитию ключевых компетенций учащихся.
Школа гордится своими воспитанниками, среди которых – победители городских конкурсов: «Мой город» (чтецы), «Я-гражданин» (сочинения), «Я – репортёр» (пресса); лауреаты Всероссийских олимпиад по литературе «Золотое руно» и «Наше наследие»; дипломанты областной конференции «Шаг в науку», городских Дней науки, областного фестиваля «Отечество моё православное» и др. Для тех, кто любит учиться, творчески подходить к делу, школа предоставляет большие возможности каждому из своих воспитанников.
Многое изменилось в нашей жизни, но неизменным остаётся для каждого талантливого учителя одно: отдавать свою любовь, знания, всё самое лучшее своим ученикам! Школьные годы должны быть счастливыми!
В преддверии юбилея родной школы учителя кафедры с оптимизмом смотрят в будущее, ведь, несмотря на все новейшие технологии и всеобщую компьютеризацию, развитию творческой Личности и ее самореализации будет способствовать, в первую очередь, Личность Учителя, о которой когда-то писал Омар Хайям:
Те, что украсили познанья небосклон,
Взойдя светилами для мира и времён,
Не расточили тьму глубокой этой ночи,
Сказали сказку нам…