Физики и лирики

«Физики и лирики»

Гайжутене Е.И.,

учитель физики

О, сколько  нам  открытий  чудных

Готовят  просвещенья  дух

И  опыт, сын  ошибок  трудных,

И гений,  парадоксов  друг,

И  случай, бог  изобретатель…

А. С. Пушкин

Физики и лирики…  Кто такие «физики» и «лирики»? Кто сегодня более востребован: «физики» или «лирики»?  Как  учить «лирика» физике? Вот те вопросы , ответы на которые я попыталась найти.

Сначала немного истории. Непримиримый бурный спор о значимости физиков и лириков начался в 1959 году. «Мироздание не ограничено пределами точного знания, не замкнуто в кругу формул, порядком абстрагирующих жизнь. Девятая симфония Бетховена и «Медный всадник» Пушкина далеко превосходят своей мощью не только самые мощные рефракторы Пулкова, но и космическую ракету», – писал поэт Павел  Антокольский, представитель лагеря «лириков». Один из первых отечественных кибернетиков Игорь Полетаев так высказывал другую точку зрения: «Мы живем творчеством разума, а не чувства, поэзией идей, теорией экспериментов, строительства. Это наша эпоха. Она требует всего человека без остатка, и некогда нам восклицать: ах, Бах! ах, Блок!… Хотим мы этого, или нет, они стали досугом, развлечением, а не жизнью».

В те далекие 60-е годы, когда первый человек полетел в космос, когда было сделано много научных открытий, когда люди серьёзно задумались о существовании внеземных цивилизаций, когда общепризнанным литературным кумиром был Эрнест Хэмингуэй, в кругах образованной молодежи появилось два негласных течения: «физики» и «лирики». Физики молодые люди с математическим складом ума, рационалисты, люди естественнонаучного мировоззрения и просто зануды, лирикипоэты, философы, литераторы и просто мечтатели.

Конечно, они спорили между собой, за кем будущее человечества. В стихотворении советского поэта Бориса Слуцкого, которое было впервые напечатано в «Литературной газете» в 1959 году, автор говорит о проблеме:

Что-то физики в почете,

Что-то лирики в загоне…

Дело не в простом расчете

Дело в мировом законе!

Поэт пишет о том, что «лирики в загоне» потому, что время требует именно «физиков», людей точных знаний. После публикации данного стихотворения в советской печати развернулась бурная дискуссия, в ходе которой выясняли, «кто более нужен» – «физики» или «лирики». И в силу хищной человеческой натуры, жаждущей самоутверждения и первенства, рассматривали эти две группы людей если не как врагов, то, как непримиримых соперников. Это уж точно!

Надо отметить, что эта дискуссия не локальная, охватившая одну страну, так как суть ее глобальная, всемирная – какой путь дальнейшего развития выбрать человечеству. В том же 1959 году Чарльз Сноу в эссе «Две культуры и научная революция» размышлял: «Духовный мир западной интеллигенции все явственнее поляризуется, все явственнее раскалывается на две противоположные части. На одном полюсе — художественная интеллигенция, на другом — ученые, и как наиболее яркие представители этой группы — физики. Их разделяет стена непонимания, а иногда — особенно среди молодежи — даже антипатии и вражды».

На самом же деле между физиками и лириками нет никаких противоречий, а наоборот, глубокая внутренняя связь. Её существование ещё Нильс Бор объяснял тем, что настоящий художник всегда полагается на «общечеловеческий фундамент», на котором строят гипотезы также и ученые.  Лев Ландау писал: «Грош цена вашей физике, если она застилает для вас всё остальное: шорох леса, краски заката, звон рифм… Физик, не воспринимающий поэзии, искусства, – плохой физик». «Наука и искусство также тесно связаны между собой, как лёгкие и сердце» – вот высказывание Льва Толстого. Об этом же говорил и Альберт Эйнштейн, указывая, что в научном мышлении всегда должен присутствовать «элемент поэзии».

Безусловно, между физиками и лириками есть принципиальная разница. Человек, достигший успеха в гуманитарной области, обязательно создал что-то уникальное. От его деятельности непременно как-то изменился мир. Например, если он написал даже не очень хорошее стихотворение, все равно: был мир без стихотворения — стал со стихотворением. И никто другой написать это стихотворение вместо него не мог. Я всегда говорю ученикам, что если бы  Лев Толстой не написал «Войну и мир» — не было бы этого романа вообще. И это касается любой гуманитарной деятельности: скульптор ли, музыкант ли — он обязательно меняет, обогащает мир, в котором мы живем.

Что касается точных и естественных наук, здесь ситуация совершенно другая. Одна из главных и наиболее старых ее функций — познание окружающего мира. Оно требует от человека значительных способностей, ума, целеустремленности и т. д. Но когда ученый открывает какое-то явление или закон природы, мир не меняется. Человек лишь узнает то, что в мире есть, поэтому, скажем, если гуманитарное произведение признается принадлежащим тому, кто его создал, то закон тяготения Исааку Ньютону не принадлежит. Это, скорее, закон имени Ньютона, ставшего его первооткрывателем, но не создателем. И в этом существенная разница. Если бы не было Ньютона, закон открыл бы кто-то другой. Закон природы объективен, в нем нет индивидуальности.

Физика и художественная литература, наука и искусство…

Эти две области нашей культуры часто рассматривают,  чуть ли не как антиподы: в науке – расчет и логика, в  искусстве, напротив, – чувства и эмоции; наука размышляет, искусство переживает. Что между ними общего? Это, так сказать, две стороны одной медали, различие лишь в акцентах.

Какие бы споры не шли, физика нужна лирику, чтоб правильно описывать разные явления, а лирика нужна физику, чтоб она не была так скучна.

Но как учить «лириков» физике?

Обычно физику все видят строгой, официальной, последовательной, состоящей из лабораторных работ, формул, законов, следствий. Физика – самая интересная и удивительная наука. Физика занимает особое место среди учебных дисциплин. Физика создаёт у обучающихся представление о научной картине мира, показывает гуманистическую сущность научных знаний, подчеркивает их нравственную ценность, формирует творческие способности учащихся, их мировоззрение. И изучать ее нужно с увлечением! Не случайно у поэта Кайсына Кулиева появились такие строки:

Рождаются великие творения

Не потому ли, что порою где-то

Обычным удивляются явлениям

Ученые, художники, поэты?

Как помочь «лирикам» увидеть вокруг разнообразие физических явлений, ранее не замеченных ими, помочь им быть более наблюдательными.

1. На мой взгляд, один из приемов активизации «лириков» – это чтение отрывков из художественных произведений. Физика перестает для них быть сухой и отвлеченной наукой. Умелое и своевременное использование художественной литературы на уроках физики пробуждает у учащихся интерес к изучаемому материалу, помогает осознать и лучше запомнить пройденное. У учащихся появляется желание проверить на опыте факты, приведенные в книгах любимых с детства писателей.

Можно дать задание учащимся при чтении книг выписывать примеры проявления физических законов. Особенно важно «приохотить» к этой работе любителей художественной литературы, равнодушных к физике.

Учащиеся более критически относятся к прочитанному, даже не самые лучшие по успеваемости ученики стараются найти различные неточности в текстах.

Например, при изучении темы «Звуковые явления» я всегда обращаюсь к произведению Н. Носова «Незнайка на Луне» и прошу учеников отыскать ошибку в тексте: «Гусля взял флейту и начал насвистывать какие-то странные мелодии, которые теснились у него в голове. Чувствуя, что мелодии эти как бы ускользают от него и не даются в руки, он схватил лист бумаги, написал сверху: «Космическая симфония» и стал покрывать бумагу нотными знаками…».

1. Поэтический глаз зорок и может найти «жемчужину» там, где мы не видим ничего примечательного. Поэтому большой интерес представляет рассмотрение стихов под углом зрения их связи с физикой. При этом можно увидеть много удивительного в хорошо известных явлениях природы.

Например, в качестве иллюстрации темы «Относительность движения» читаю детям стихотворение А.С. Пушкина:

«Движенья нет!» – сказал мудрец бродатый.

Другой смолчал и стал пред ним ходить –

Сильнее он не мог бы возразить.

Хвалили все ответ замысловатый,

Но, господа, забавный случай сей

Другой пример на память мне приводит:

Ведь каждый  день пред нами Солнце ходит,

Однако ж прав упрямый Галилей.

1. Решение «литературных» задач – ещё один прием активизации «лириков». Задания, составленные на основе литературных сюжетов, несут эмоциональную и смысловую нагрузку. Текст такого задания может вызвать улыбку, а найденный ответ подскажет дальнейшую судьбу героев. Решение этих задач поможет по-новому взглянуть на художественные произведения: обнаружить – бывает и так! – ошибки и заблуждения авторов, восхититься красочностью и образностью описываемых в произведении физических явлений, что, возможно, вызовет желание прочитать или перечитать произведения классиков.

Например, задача по отрывку из сказки П. Ершова «Конек-Горбунок»:

Ну-с, как едет наш Иван

За кольцом на окиян,

Горбунок летит, как ветер,

И в почин на первый вечер

Верст  сто тысяч отмахал

И нигде не отдыхал.

?  Сколько раз за первый вечер Конек-Горбунок обогнул земной шар? Считайте, что земля имеет форму шара, а одна верста примерно равна 1066 метрам. Когда учащиеся находят ответ (2,5 раза), то испытывают шок.

Причем наибольшая активность познавательной деятельности учеников наблюдается при сочетании решения «литературных» задач с демонстрационными опытами, моделированием природных явлений, с обращением к личному опыту учащихся.

1. Одним из методологических подходов к обучению является историко-библиографический. Психологической основой такого подхода является стимулирование интереса к науке, ее истории и перспективам развития. Воздействуя на психические функции личности учащихся, мы развиваем эмоционально-волевую сферу, мышление, творческие способности. В педагогическом плане этот подход позволяет активизировать процесс воспитания: на примере жизни и деятельности ученых воспитывается чувство патриотизма, прививается любовь к труду, активизируются эстетические чувства и др.

Задача учителяподнять детей до своего уровня, тогда его роль будет выполнена. «Будь как я! Будь лучше меня!» А поэтому учитель должен являть собой сильную, яркую, интересную, способную вести за собой личность. Он не специалист по ликвидации неграмотности, а воспитатель души. Для него важно самому ясно понять, что есть духовное начало в человеке, как надлежит будить, укреплять и развивать совесть, достоинство, честь, патриотизм.

Итак, опыт показывает, что связь обучения физике с литературой создает условия для повышения интереса школьников к изучаемым предметам, улучшая качества их знаний и развития способностей. Сочетание логического и образного описаний облегчает усвоение курса физики, т.к. они дополняют и взаимно обогащают друг друга.

Кто же сегодня в почете? Кто востребован на рынке труда?

Если быть объективным, приходится признать, что в наше время, когда промышленность стремительно развивается, больше требуются все-таки технические специальности.

Лирикам тоже есть место под солнцем. Это и дизайнеры, и маркетологи, и HR-специалисты, выстраивающие внутрикорпоративную политику, рекламщики, сопровождающие новые проекты, философы, ищущие смысл бытия…  У каждого своя задача. «Физики» двигают прогресс вперед, создают материальные блага, а лирики делают этот мир гармоничнее, помогают человеку оставаться человеком. Они вносят в жизнь общества эмоции, переживания, легкий богемный хаос в мысли, красоту. Они напоминают нам, что есть прекрасный незабываемый рассвет и закат, легкое дуновение ветерка, мечты, сомнения, любовь…

Самое интересное, что многие «физики» являются замечательными, нежнейшими «лириками». Первая женщина-профессор математики Софья Ковалевская была талантливой писательницей. Альберт Эйнштейн обладал уникальным воображением: сначала что-то воображал, потом претворял в жизнь, находил научное обоснование этому. Борис Стругацкий, окончив механико-математический факультет ЛГУ  с дипломом астронома, работал в Пулковской обсерватории, а с 1960 – профессиональный писатель. Его брат Аркадий Стругацкий – выпускник Актюбинского артиллерийского училища, затем окончил Московский военный институт иностранных языков с дипломом переводчика-япониста. Перечислять можно долго. А вот кто назовет «лирика», ставшего известным «физиком»?

Кстати, образование идет навстречу гуманитариям: так, например, по математике введена двухуровневая система сдачи единого государственного экзамена, благодаря чему лирики могут спокойно сдать необходимый минимум за школьный курс и имеют возможность продолжать успешно учиться дальше, но только в гуманитарном вузе.

Мертва наука без искусства,
Оно ей прибавляет чувства.

В загоне лирики, в почёте физики,
Мне кажется, что это – ерунда,
Придумали, наверно, это циники…
Мы в жизни друг без друга – никуда…

Науке – лирик предназначен,
Без рифмы – формулы сухи.
Душа должна быть тоже зрячей,