Организация и управление самостоятельной познавательной деятельностью учащихся

Организация и управление самостоятельной познавательной деятельностью учащихся

Буянова Т.Н.,
учитель начальных классов высшей категории

Презентация

(слайд 1)

    О силе человеческого разума сложено немало легенд, написано много книг. А вот в первый период своей жизни человеческое дитя – самое беспомощное существо в мире. Задумывались ли вы над тем, почему у человека такое длинное детство? Ворон живёт двести-триста лет, а детство у него занимает всего несколько месяцев. А у человека подготовка к самостоятельной деятельности составляет четверть жизни.

    Самостоятельность, являясь интегральным показателем развития ребёнка в целом, позволяет ему в дальнейшем сравнительно легко ориентироваться в изменяющихся условиях, использовать знания и умения в нестандартных ситуациях, что является приоритетом ФГОС НОО.

    Именно поэтому, мною была выбрана тема: Организация и управление самостоятельной познавательной деятельностью учащихся.

 ( слайд 2)

    На современном этапе развития образования  возникла потребность в организации учебно-воспитательного процесса в школе таким образом, чтобы каждый ученик смог проявить активность, самостоятельность, творчество в обучении, развить свой собственный стиль учебной деятельности.

 (слайд 3)

Для работы с данной темой был составлен индивидуальный план деятельности.

(слайд 4)

Отработанные мною теоретические положения представлены на слайде.

На основе анализа литературы я сделала следующие выводы:

— развитие самостоятельности учащихся – одна из актуальных задач современного образования;

— привитие младшим школьникам навыков самостоятельной работы над учебным материалом является одним из обязательных условий успешного обучения.

— самостоятельная деятельность учащихся является необходимым условием  развития их познавательных способностей, формирования личностно-адаптивной компетенции, что соответствует задачам Программы развития ОУ.

Работая с теоретическими источниками,  я опиралась на таких авторов как:

  1. Антонина Степановна Границкая.
  2. Нина Фёдоровна Талызина.

(слайд 5)

    Согласно типам самостоятельной деятельности представленным доктором педагогических наук Павлом Ивановичем Пидкасистым, я составила банк разноуровневых упражнений, где учитывала необходимость постепенного, регламентированного изменения  дидактических целей, типов предъявляемых познавательных задач, степени их трудности и сложности в урочной и внеурочной деятельности.

    Самостоятельная работа в первом классе – воспроизводящая, по образцу. В первом классе возможна самостоятельная работа с целью актуализации знаний; самостоятельная работа с целью закрепления и повторения знаний и развития умений. Я использую упражнения типа: повтори, выполни по образцу, сделай как я, кто точнее повторит? Во внеклассной работе – беседы. Например, «Поговорим о самостоятельности». Для активного формирования познавательной деятельности провожу нетрадиционные уроки – конкурсы, викторины, экскурсии. «Узнай дерево по листочку», «Кто лучше всех разгадывает загадки», «Весёлые математики», «Сюрпризы лесной тропинки». Во внеурочной деятельности работала по выполнению мини проектов в рамках кружка «Умелые ручки».

(слайд 6)

Самостоятельная работа второго года обучения реконструктивно-вариативного типа.  Учит анализировать события, явления, факты, формирует приёмы познавательной деятельности, создаёт условия для развития мыслительной активности школьников. Самостоятельные работы этого типа формируют основания для дальнейшей творческой деятельности ученика.

    На уроках во втором классе я добавляю  — самостоятельную работу с целью проверки знаний. Использую упражнения: реши задачу двумя способами, составь обратные задачи, приготовь свои примеры к данному правилу, продолжи фразу, предложение, выбери подходящий вариант ответа. Включаю простые тестовые задания (выбери правильный ответ). Во внеклассной работе продолжаю цикл бесед «Право на самостоятельность». Нетрадиционные занятия – конкурсы, викторины. «Удивительное рядом», «Занимательная грамматика», «Занимательная математика». Во внеурочной деятельности активная познавательная деятельность ведётся на кружке «Информатика».

(слайд 7)

В 3 классе вариативные самостоятельные работы. Включают в себя постоянный  поиск новых  решений  за пределами изученных алгоритмов действия, обобщение и систематизация полученных знаний, перенос их в совершенно нестандартные ситуации делают знания ученика более гибкими, формируют творческую личность.

  В этот период обучения я добавляю самостоятельную работу с целью освоения новых знаний. Упражнения: выполни схему к задаче, заполни таблицу, составь рассказ по плану, определи главную мысль текста, с помощью учебника найди ответ на вопрос, заполни схему, что бы ты добавил  и др.  Во внеклассной работе продолжаю беседы о важности самостоятельной работы, в этом учебном году, учитывая интерес учащихся к нетрадиционным, интерактивным формам работы класс зарегистрирован на образовательном портале Учи.ру. Все ученики имеют возможность самостоятельного выбора образовательной траектории. Учащимся предлагаются карточки для закрепления учебного материала, задания повышенной сложности, олимпиады по предметам. Каждый выбирает интересующую тему. Время работы на портале ограничено, что не даёт перегрузки и не нарушает нормы СапПин. В личном интерактивном кабинете учителя отражается деятельность каждого ученика, что позволяет подвести итог самостоятельной работы за неделю. Во внеурочной деятельности – кружок «Занимательная грамматика» по программе «Занимательный русский язык» Л.В.Мищенковой.

(слайд 8)

В 4 классе творческие самостоятельные работы. Эти работы закрепляют навыки самостоятельного поиска знаний, являются одним из самых эффективных средств формирования творческой личности. Планируется: углубление работы по всем направлениям самостоятельной деятельности, организация учебно-поисковой деятельности в школьном научном обществе, выполнение групповых проектных заданий в урочной и внеурочной деятельности. Во внеклассной  работе  беседы «Что такое самостоятельность. Как я умею преодолевать трудности». Использование интерактивных форм обучения.

(слайд 9)

На констатирующем этапе работы над темой  с целью выявления исходного уровня сформированности самостоятельной учебной деятельности учащихся была использована диагностика параметров самостоятельной деятельности младших школьников, разработанная  Н.В.Калининой. Результаты стартовой и промежуточной диагностик представлены на слайде. По результатам промежуточной диагностики  видно, что уровень самостоятельности младших школьников повысился.

(слайд 10)

    Таким образом, можно сделать вывод, что комплексная  деятельность, направленная на развитие  самостоятельной познавательной деятельности учащихся, формирование личностно-адаптивной компетенции,   имеет  положительную динамику.

    Работа по данной теме будет мною продолжена. Промежуточные результаты диагностики говорят о её успешности. В дальнейшем планирую создание уровневых самостоятельных работ по отдельным предметам.

Comments are closed.