Здоровьесбережение как необходимое условие формирования социально – контекстной образовательной среды младших школьников при реализации ФГОС НОО

Здоровьесбережение как необходимое условие формирования социально – контекстной образовательной среды младших школьников при реализации ФГОС НОО

Отчёт по теме самообразования
учителя начальных классов МБОУ «СШ № 33»
Жеребицкой Ирины Николаевны
(13 февраля 2017 года)

Здоровье подрастающего поколения в настоящее время вызывает тревогу у родителей и педагогов. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, Научного центра здоровья детей, Российской академии медицинских наук физиологически зрелыми рождается не более 14% детей, количество здоровых дошкольников составляет всего лишь около 10%. Среди контингента детей, поступающих в школу, более 20% имеют дефицит массы тела, 50% детей – хронически больные. К сожалению, подобная картина складывается и при оценке здоровья детей школьного возраста. У них наблюдается стремительный рост функциональных нарушений и хронических заболеваний, увеличивается количество школьников, имеющих несколько диагнозов, снижается число абсолютно здоровых детей.

Только здоровая личность может качественно усвоить знания, максимально полно реализовать их, эффективно адаптироваться в динамично развивающемся обществе.  И здесь я не могу не согласиться со словами Н. К. Смирнова о том, что «Обучать без вреда для здоровья – это не задача школы, а обязательное её условие!» Ведь здоровье человека – это бесценный дар, основа всей жизни человека.

На сегодняшний день развитие здоровьесберегающей социально – контекстной образовательной среды необходимо рассматривать в качестве важнейшего элемента работы по сохранению и укреплению здоровья младших школьников. От состояния их здоровья и способностей зависит качество освоения ими ООП НОО в условиях реализации ФГОС.

Цель моей работы: повышение уровня профессиональной компетенции в области здоровьесбережения младших школьников.

Средствами здоровьесбережения являются здоровьесберегающая среда и здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе.

Задачи:

  • изучить психолого – педагогическую и методическую литературу о состоянии здоровьесбережения в образовательном процессе;
  • выявить факторы, положительно влияющие на сохранение и укрепление здоровья обучающихся и разработать мероприятия, уменьшающие риск возникновения заболеваний;
  • формировать здоровьесберегающую среду в классе, способствующую достижению планируемых результатов освоения ООП НОО;
  • способствовать сохранению и укреплению здоровья обучающихся, т.е. осуществлять личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании младших школьников.

Над этой темой я работала 3 года. Мой индивидуальный план включал три этапа.

Подготовительный (2014/2015 учебный год): изучение психолого – педагогической и методической литературы, ресурсов сети Интернет по проблеме.

Основной (2015/2016 учебный год): внедрение в учебно – воспитательный процесс здоровьесберегающих технологий, создание необходимой психологической среды и благоприятного психологического климата.

Обобщающий (2016/2017 учебный год): диагностика, получение результатов, обобщение опыта.

Мною были изучены 12 теоретических источников. Главными для себя считаю работы Никиты Константиновича Смирнова, который в числе первых использовал понятие «здоровьесберегающие образовательные технологии», разработал критерии рациональной организации урока и рекомендации по проведению анализа учебного занятия с позиций здоровьесбережения.

На основе изученных теоретических источников в своей практической деятельности я попыталась определить и систематизировать внутришкольные факторы, которые оказывают влияние на здоровье младшего школьника в нашей образовательной организации. Это и режим функционирования школы, и организация учебных занятий, учебный план, выбор УМК, уроки физической культуры, спортивно – оздоровительные мероприятия, взаимоотношения со всеми участниками образовательного процесса и т.д.

Эти факторы и определяют здоровьесберегающую среду, которая включает в себя:

  • организацию процесса обучения и воспитания;
  • стиль общения субъектов образовательного процесса;
  • санитарно-гигиенические условия обучения и воспитания;
  • двигательный режим учащихся;
  • медицинское обслуживание;
  • питание.

В целях сохранения здоровья младших школьников необходимо в учебном процессе применять здоровьесберегающие технологии. Это могут быть следующие группы технологий:

  • технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса;
  • технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников;
  • психолого – педагогические технологии, используемые на уроках и во внеурочной деятельности.

В своей педагогической деятельности я использую следующие образовательные технологии здоровьесберегающей направленности:

  1. Технология личностно – ориентированного обучения
  2. Технология дифференцированного обучения
  3. Педагогика сотрудничества
  4. Игровая технология
  5. Технология развивающего обучения
  6. Технология проектной деятельности

Стараюсь проводить свои уроки на основе четырех основных правил построения урока с позиций здоровьесбережения.

  1. Правильная организация урока
  2. Использование разных каналов восприятия
  3. Учет зоны работоспособности обучающихся
  4. Распределение интенсивности умственной деятельности

Любая здоровьесберегающая образовательная технология предполагает использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности.

Формы работы по сохранению здоровья обучающихся могут быть следующие:

  1. Оздоровительные (общеразвивающие упражнения, подвижные игры, гимнастика для глаз, двигательно – речевые упражнения).
  2. Конгитивные (познавательные) – дидактические игры с движениями, двигательные действия с заданиями, развивающие игры.
  3. Креативные (творческие) – гимнастика для ума, сюжетно — ролевые игры, использование карточек.

На своих уроках я использую следующие формы и методы здоровьесбережения: 

  1. Положительные эмоции, которые получает учащийся на уроке. (Юмор, доброе слово, обращение по имени, стихотворение).
  2. Совместная деятельность обучающихся и педагога, коллективный диалог.
  3. Творческий характер образовательного процесса является крайне необходимым условием здоровьесбережения. (Ведь включение школьника в творческий процесс не только способствует развитию личности учащегося, но и снижает вероятность наступления утомления.)
  4. Нетрадиционные формы проведения урока (урок – исследование, урок – экскурсия, урок – путешествие, урок – игра)
  5. Включение личного опыта учащихся в учебный материал.
  6. Использование индивидуальных заданий разных типов и уровней.
  7. Предоставление учащимся возможности самим выбирать задание по уровню сложности.
  8. Парная, групповая формы организации учебной деятельности.
  9. Дифференцированное обучение.
  10. Создание ситуаций успеха.
  11. Рефлексия

Все перечисленные мною выше формы, методы работы играют положительную роль в сохранении здоровья учащихся, в усвоении учебного материала, создают условия для повышения мотивации учения и качества знаний.

Приняв детей в первый класс, я внимательно изучила состояние здоровья своих первоклассников. Результаты оказались следующие: первую группу здоровья из 26 учащихся имел 1 человек (4%), вторую – 14 человек (54 %), третью – 11 человек (42%). Диагностика здоровья этих же учащихся, проведенная через три года в 4 классе, позволила мне сделать вывод о том, что состояние здоровья учащихся моего класса по группам здоровья осталось примерно на том же уровне, отрицательной динамики не наблюдалось. Вторую группу здоровья из 25 учащихся имели 13 человек (52%), третью – 12 человек (48%).

Успеваемость в каждом классе составила 100%, а качество знаний оставалось стабильным на протяжении всех лет обучения в начальной школе (66 – 68%). ВПР в 4 классе были выполнены на  высоком уровне и составили 88% качества знаний по русскому языку, 100% по математике и 79% по окружающему миру.

Обучающиеся моего класса посещали уроки физической культуры (100%) и различные секции, занимались спортом (48%), выезжали на спортивные соревнования в города России и Белоруссии, где занимали призовые места. Наблюдалась положительная динамика роста участия детей в физкультурно – оздоровительных мероприятиях (с 65% до 92%), проводимых в классе и школе.

В классном коллективе проводились мероприятия, направленные на укрепление и сохранение здоровья, на пропаганду здорового образа жизни. Это:

  • организация и проведение инструктажа по ТБ в различных жизненных ситуациях;
  • проведение Дней здоровья;
  • работа по программе «Здоровое поколение»: пропаганда здорового образа жизни среди учащихся (беседы, классные часы, конкурсы, викторины);
  • участие в школьных мероприятиях: «Весёлые старты», «Папа и я – сила!»
  • выпуск «Страничек здоровья» в классном уголке;
  • работа санитарной комиссии в классе;
  • участие в соревнованиях «Лыжня России»;
  • приём кислородного коктейля;
  • изучение памяток, направленных на сохранность жизни и здоровья детей;
  • работа кружка «Азбука здоровья» в рамках осуществления внеурочной деятельности.

Опыт работы по данной проблеме привёл меня к выводу о том, что для развития здоровьесберегающей среды в отдельно взятом классе должна быть создана система работы, которая может включать в себя 3 направления: организацию учебной, методической и внеклассной деятельности. (Подробно система представлена на слайде презентации). Считаю, что такая система работы учителя обеспечивает достижение обучающимися планируемых результатов освоения ООП НОО.

Таким образом:

  • важнейшим критерием оценки качества образования является состояние здоровья учащихся;
  • для создания и развития здоровьесберегающей социально — контекстной образовательной среды необходим системный комплексный подход, учитывающий все аспекты образовательной деятельности и активное взаимодействие всех участников образовательного процесса.

Comments are closed.