Организация социально — партнёрской работы как средство формирования профессиональной компетенции классного руководителя

Е. С. Новикова,

учитель начальных классов

Обучая — учись,

воспитывая — совершенствуйся,

требуя — становись примером.

Совершенствование профессиональной компетенции учителя — одно из основных условий становления инновационной педагогики. Современный учитель должен быстро адаптироваться к меняющимся условиям педагогической деятельности. Профессиональная деятельность учителя, особенно классного руководителя, создаёт проблемные ситуации социально-педагогического взаимодействия. Это взаимодействия между:

-учителем и учениками;

— учителем и коллегами;

— учителем и администрацией;

— учителем и родителями учеников;

— учителем и социумом (людьми, с которыми общается учитель в ходе профессиональной и личностной деятельности).

Успешное взаимодействие во всех отношениях позволяет повышать профессиональную компетенцию. Этому способствует социально-контекстная практика педагога.

Начальная школа — начало обучения и задача учителя не только дать качественные основные знания, но и воспитать активного ученика, умеющего мыслить самостоятельно, высказывать и отстаивать своё мнение. Учитель начальных классов остаётся в полном смысле слова наедине со своими учениками на четыре года. За это время они становятся больше , чем ученики. «Быть рядом, но выше» — главный девиз учителя. Младший школьный возраст — это возраст открытых эмоций, откровенных чувств, искренних разговоров. Экскурсии, походы, встречи с интересными людьми, проведённые в начальной школе, часто остаются в памяти ребят навсегда, оставляя добрый след в душе.

Я расскажу, как происходит взаимодействие между учителем, учениками и их родителями на примере сотрудничества с детским клубом «Орлёнок».

К Дню Победы наш класс проводит встречу с ветеранами ВОВ. Мы встречаемся с ними в клубе «Орлёнок», который посещают многие ученики нашего класса. Ребята готовят концерт для ветеранов, поздравительные открытки. На эти встречи приглашаем работников музея, которые дополняют рассказы ветеранов, показом музейных экспонатов, которые можно рассмотреть вблизи и потрогать. Родители помогают оформить помещение и организовать сладкий стол для ветеранов и ребят. Иногда родители тоже выступают вместе с детьми, рассказывая о том, как коснулась война их семьи. Такие совместные выступления укрепляют дружеские отношения детей с родителями и поднимают авторитет ребят в классе. Другие ученики тоже стараются найти сведения о своих родственниках, участвовавших в войне и рассказать о них.

В этом клубе проходят встречи с военнослужащими и ветеранами армии. Большое впечатление произвела на ребят встреча с бывшими воинами-десантниками накануне Дня Защитника. Ветераны-десантники рассказали о службе в армии, показали приёмы захвата противника, дали ребятам возможность рассмотреть снаряжение воина-десантника. Был показан фильм о боевом пути одной из десантных частей. Завершилась встреча концертом, в котором приняли участие и ученики, и десантники. Родители, присутствовавшие на встрече рассказали, что дома ребята долго делились впечатлениями об этой встрече.

Посещение центра подготовки смоленского ОМОНа стало для моих учеников открытием. Они увидели оружейную комнату, тир, зал физической подготовки, где могли поупражняться на спортивных снарядах, казарму с аккуратно заправленными кроватями, просмотрели учебный фильм по отработке навыков захвата вооружённых бандитов. Таким образом, они на деле увидели для чего нужно иметь хорошую физическую подготовку, для чего нужно уметь быстро считать в уме и иметь хорошую память, для чего нужны аккуратность и точность. После этой экскурсии многие ученики сказали, что стали по другому слушать новости о чрезвычайных ситуациях.

Поездки и походы по местам боевой славы являются самыми интересными и впечатляющими моментами в патриотическом воспитании учеников. Совместно с клубом «Орлёнок» мы дважды совершали двухдневную экскурсию в город Россоны Полоцкой области. В этом небольшом городке похоронено более пяти тысяч смолян, которые в 1941 году защищали эти места. Мы возложили венки к памятнику, посетили местный краеведческий музей, нам организовали экскурсию к бывшей стоянке партизанского отряда. Ребята заходили в землянки, видели оборонительную линию, прошли по тропе, ведущей к тайной конюшне. На берегу озера был организован партизанский обед, сваренный на костре. В этой поездке принимали участие и некоторые родители, которые сказали, что впервые почувствовали, что значит партизанская война. В концерте принимали участие и родители.

Таким образом, сотрудничество с клубом «Орлёнок» открывает новые возможности в воспитании школьников. Совместно с его руководителями легче организовать встречи и экскурсии. Многие ребята записались в клуб и посещают различные кружки. Так на весенних каникулах театральный кружок ездил на конкурс «Сказочный хоровод» в Демидов и стал победителем. В спектакле принимали участие несколько учеников из нашего класса. А в городском конкурсе чтецов двое учеников нашего класса стали победителями. При общении с руководителями кружков я лучше узнаю своих учеников. Родители очень довольны, что ребята посещают там различные кружки.

В профессиональном плане эта совместная работа дала мне навыки общения с учениками в неформальной обстановке, научила более чёткой организации мероприятий. А в плане взаимодействия с учениками и их родителями, можно сказать, сдружила и открыла новые качества их характеров.

Совместная работа с внешкольными детскими организациями, в данном случае с клубом «Орлёнок», дала возможность повысить личностную профкомпетентность. Я вижу работу педагогов дополнительного образования, и это пополняет не только мои знания по современной методике организации воспитательной работы, но и расширяет возможности разнообразить формы работы.

Внеклассная работа вне школы помогает проявить своё самовыражение в таких формах, которые не всегда возможны в школе. Так как учитель начальных классов практически один организовывает воспитательную работу, то важно, что ребята видят, что процесс обучения и воспитания происходит не только в школе.

Повышается и психолого-педагогическая компетентность, так как происходит более близкое общение с учениками в неформальной обстановке. Это позволяет лучше изучить характер ребёнка, узнать его проблемы. Шире становится и общение с родителями, которые помогают проводить многие мероприятия.

Благодаря общению с педагогами дополнительного образования разных направлений повысилась и методическая компетентность. Специфика работы некоторых педагогов пополняет знания по методике новыми приёмами и методами. Так методика проведения виртуальных экскурсий, проводимых музейными работниками, подсказала мне, как можно использовать это на уроках окружающего мира. А встречи с работниками детской библиотеки научили методике организации ребят на обсуждение заданной темы.

Несколько лет я работаю в Доме Творчества детей и молодёжи. Мне нравится там стиль общения педагогов с детьми. Я назвала бы его доверительно-уважительным, где рады каждому пришедшему на занятия. Недаром бывшие воспитанники приводят туда своих детей и внуков. Некоторые ученики моего класса, которым я посоветовала записаться в кружки, с удовольствием посещают их.

Чтобы повысить профессиональную компетенцию иногда достаточно оглянуться вокруг и увидеть рядом новые методы работы. Не замыкаться на одной, даже очень хорошей форме работы, это и есть движение педагога вперёд к профессиональному совершенству.

Вернуться в детство, но не впасть в него —

Конечно, это трудная задача.

Быть взрослым, принятым ребёнком нелегко,

Но, если сможешь, ждёт тебя успех в работе и удача!

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

* Copy This Password *

* Type Or Paste Password Here *

5 827 Spam Comments Blocked so far by Spam Free Wordpress

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>