Что такое «Одиссея Разума»?

Odyssey of the Mind

ЧТО ТАКОЕ «ОДИССЕЯ РАЗУМА»?

«Одиссея Разума» – программа развития творческого мышления, навыков командного взаимодействия, взаимопонимания, умения ставить и достигать цели.

Международный конкурс креативности «Одиссея Разума» создан более 30 лет назад в США. Автор программы – Сэм Миклус (профессор технического университета Нью Джерси) исходил при создании своей Одиссеи из следующих идей:

У каждого ребенка изначально существует стремление к творчеству, развитое в большей или меньшей степени.
С течением времени это стремление угасает, если его не развивать.
У каждого человека всегда существует стремление думать как все, подчиняться групповому мнению, и только единицы могут настойчиво отстаивать свою точку зрения.
Детское творчество, как правило, останавливается на этапе генерации идей, поскольку их практическое воплощение не востребовано, не нужно окружающим взрослым.
Взрослый изначально воспринимает себя как более знающего, способного оценить, но при этом не обладает тем полетом фантазии, на который способны дети.

Эти принципы он и попытался коренным образом изменить, воплощая в жизнь свою программу, основная цель которой – сохранить и развить у детей умение мыслить нестандартно, ориентироваться не на мнение большинства, а на свое собственное, умение обосновывать свою точку зрения и решать, казалось бы, неразрешимые проблемы.

Сейчас ассоциации «Одиссея Разума» есть почти в каждом штате Америки, в Японии, Китае, Гонконге, Африке, Германии, Венгрии, Словакии, Польше, Литве, Эстонии, Казахстане, Узбекистане, Молдавии, Украине, России, Беларуси.

Возраст участников программы – от 5 лет и до студенчества (ориентировочно 22-23 года). Закончив «выступать», бывшие одиссейцы часто остаются в программе уже в другом качестве – тренеров, судей, помощников и организаторов.

Сфера применения – техническое и гуманитарное творчество. При этом «проблемы», решаемые детьми, являются комплексными – «технари» овладевают гуманитарными и сценическими навыками, «гуманитарии» учатся совершать и технические изобретения. Каждый участник проходит во время работы над задачей этапы поиска информации, изобретения нестандартного способа решения, согласования решений всех членов команды в единое целое, «перевод» своего творчества на язык, понятный зрителям и судьям, сценического воплощения и презентации собственного замысла. Так как рабочим языком программы является английский, важное значение приобретает овладение иностранным языком, особенно во время выездов на международные соревнования.

Существует возможность выступления на региональных финалах стран Европы в качестве гостей, участие в Европейских фестивалях «Одиссеи Разума» и Мировом Финале в США.

Возникнув как технология развития творческого мышления, программа постепенно превратилась в программу развития творческой личности. И как нельзя ярко это проявляется именно в Европе, где, по мнению многих, Одиссея отличается от Американской. На Европейские фестивали приезжают учиться, общаться, узнавать новое о культуре разных стран. Здесь нет мест, хотя негласный рейтинг результатов все-таки существует, и каждый может узнать его результаты. Достижение Европейских фестивалей – интернациональные проблемы. За 2-3 дня совместной работы (практически без участия взрослых, в том числе и переводчиков) нужно создать представление на тему, которая становится известной только в день приезда. И тема эта из года в год ориентирована на изучение культурных традиций, мифов разных стран и народов.

Одиссея в Европе постепенно перерастает рамки фестивальных программ. Новое направление – интернациональные лагеря, собирающие представителей как минимум 4 стран, позволяющие получить новую информацию, сориентироваться в том, как можно работать с детьми, создать на этой основе свое видение проблемы. В проекте – исследовательские проекты, связанные с историей, ролью личности в истории, поиском информации о тех, кто еще в начале прошлого века работал с детьми и проповедовал идеи творчества и развития.

Одиссея Разума

СПИСОК ТЕРМИНОВ «ОДИССЕИ РАЗУМА»

Команда – 7 детей, которые хотят принять участие в программе «Одиссея Разума».
Изначально она ориентирована на любого ребенка, но попадают туда и остаются те, кого мы обычно называем «одаренными». Им нужно больше, чем остальным, они любят рассуждать и философствовать, они готовы заниматься любимым делом без отдыха и выходных, они постоянно стремятся к тому, что сверх «минимума».

Дивизион – возрастная категория участников. I дивизион – от 5 до 12 лет, II дивизион – от 12 до 15 лет, III дивизион – от 15 до 19 лет, IV дивизион – студенты. Каждый дивизион соревнуется только со своим дивизионом.

Тренер – взрослый (в IV дивизионе им может быть и член команды), являющийся организующим звеном, облегчающий процесс поиска информации, понимания правил, но не заменяющий детское творчество своим. Помогать придумывать идеи и воплощать их не имеет права. У нас это чаще всего педагог, но может им стать любой желающий с 18 лет.

Долгосрочная проблема – 6 заданий, ежегодно рассылаемых ассоциацией «Одиссея Разума» ее лицензированным представителям по всему миру.

Проблема 1 – всегда связана с изобретением транспортных средств.
Проблема 2 – самая неожиданная, непредсказуемая.
Проблема 3 – интерпретация и понимание классических произведений искусства (литература, живопись, биографии выдающихся личностей…).
Проблема 4 – изготовление «невесомых» (порядка 15-30 грамм) конструкций из бальзового дерева и клея, выдерживающих гигантские нагрузки, в несколько тысяч раз превышающие их собственный вес.
Проблема 5 – сказки, юмористические истории, рекламные клипы и т.п.
Проблема 6 – тренировочная, для самых маленьких (до 8 лет), позволяющая понять что такое «Одиссея Разума».

Каждая проблема имеет каждый год свои нюансы, содержит ряд жестких правил и ограничений. Решение проблемы длится до момента региональных соревнований, которые проходят в феврале – марте. А дальше его можно только усовершенствовать, принципиально не меняя, и показывать на Европейском фестивале и Мировом Финале.

Спонтанный конкурс – не менее важная часть соревнований, всегда остающаяся тайной даже для тренера, так как в комнату для спонтанного конкурса входят только члены команды. Задание на проявление творческих способностей, умение моментально сориентироваться в нестандартной задаче, не имеющей одного ответа, дающее возможность показать командную сплоченность. Содержание спонтанной задачи судьи узнают только в день соревнований, а команда хранит о ней молчание, пока соревнования не закончатся.

Стиль – третья часть соревнований, умение представить на сцене свою идею, сделать ее понятной судьям и зрителям, «лицо команды».

Основной лозунг программы со дня ее основания: «Ребенок всегда прав. И если он взялся за решение предложенной проблемы, дошел до конца и показал свое решение – он Победитель, он победил себя, лень, конформизм, он – Творческая Личность!»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

* Copy This Password *

* Type Or Paste Password Here *

54 608 Spam Comments Blocked so far by Spam Free Wordpress

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>